Click to view
Начать с начала12.09.16
Утро встретило нас туманом над Катунью, пока собирались туман рассеялся. Поехали дальше, через пару поворотов река ушла вправо, а дорога взяла немного в гору и свернула направо. Перевалив через небольшой подъем увидели, что основная дорога идет петлей вниз, а потом вновь поднимается наверх и скрывается за следующим холмом. Сур решил попробовать проехать по отходящей в сторону дороге которая, как казалось, идет по вершине изогнутого холма, чтобы избежать спуска, а затем подъема, но ничего не вышло. Еще пара поворотов и мы въехали в Уймонскую степь. Дорога отвратительная, крупные камни, пыль. Любая проезжающая машина поднимала густое облако, которое развеивалось только через несколько минут, на колее ужасная гребенка от грейдера, вне колеи крупные камни… Около 10 км (часа 1,5-2) рубились по камням. Но потом были вознаграждены на упорство, начался асфальт, и мы полетели, скорость выросла километров до тридцати пяти в час, Пень окрыленный отличным накатом растворился в горизонте, мы с Сурком и Саньком катили поочередно обгоняя друг друга.
Сур молодец, несмотря на то, что он ехал без большой звезды, умудрялся держать нашу скорость. Дорога достаточно унылая, прямая, без поворотов, горы ушли к горизонту, вокруг остались только поля и небольшие живые изгороди, отделяющие одно от другого. Пока мы катили по степи в попытках догнать резко ускорившегося Пня, погода немного испортилась и поднялся порывистый ветер преимущественно в лицо. До Усть-Коксы оставалось километров 7 и наш план добраться до него к обеду становился все менее и менее осуществимым. Километра за 2 до поселка Санек совсем приуныл и стал спешиваться при особо усиливающимся ветре. Минут через двадцать мы увидели Пня, который к нашему приезду уже успел выпить бутылку лимонада и заправится сникерсом. Докупили в магазине хлеба, и для того, чтобы не тратить время решили пообедать придорожном кафе через дорогу.
Кафе встретило нас мало приветливой буфетчицей, которую возмутило, что мы открыли шторы у окна, под которым припарковали наши велосипеды. Пообедали, пока собирались в путь пообщались с местным мужиком о трудностях ремонта велосипедов. Поехали дальше. Катунь осталась позади, теперь мы ехали вдоль реки Кокса. Дорога пошла в гору, местами достаточно круто, так что пришлось спешится, мы поднялись на перевал Громатуха, фактически он не является перевалом, просто дорога уходит высоко по ущелью реки, а потом ущелье расширяется, и дорога спускается в долину. На спуске в долину остановились передохнуть, насладится видами.
Нам на встречу вышел путник - мужичок с бородой под 100литровым рюкзаком, весело поприседал пока болтал с нами и пошел дальше к Белухе, поговорить «с кем нужно». Поехали дальше, проехали деревню Васильево, после нее началось несколько участков ремонта дороги, которые мы преодолевали успешнее чем машины, вынужденные стоять в очереди на проезд. На подъезде к деревне Тюгурюк начали подумывать о полднике, но приятных мест для остановки как-то не находилось, в итоге утомившись окончательно остановились у моста через ручей Свинцовый ключ. Брать воду из ручья как-то побоялись, мысли об отравление тяжелыми металлами и все такое как-то само собой приходило в голову, так что сварили чай из запасов, что были с собой. После Юстика началась вторая часть степей.
Солнце уже начало клонится к горизонту, окрасив осенние поля изумительными красками! Мы катили по отличному асфальту вслед уходящему солнцу. Когда проезжали Абай, солнце уже скрылось за горизонт, стало холодно. Достали фонари. Все уже сильно устали, позади к этому моменту уже было больше 90км, но встать абсолютно негде, справа и слева ограда, за которой начинаются луга, так что решили ехать до леса около села Сугаш и вставать там. Еще километров через 10 нашли съезд к реке Абай, на которой и заночевали.
13.09.16
Утром лежал туман. Выполз из палатки, развел костер. Из тумана вышли коровы, прошли через лагерь. Потом прошло еще несколько коров, они выходили из тумана, озадаченно смотрели на наш лагерь, костер, потом поворачивались и растворялись в тумане. Было слышно, как они входят в воду и протяжно мыча отправляются на другой берег. Пока завтракали туман почти сошел. Выехали на дорогу и покатили к очередному перевалу, постепенно набирая высоту.
Перевал не высокий, и достаточно пологий. Наверху перевели дух сидя на ящике с аварийным запасом щебня. Покатили вниз, за первым поворотом поле перевала спугнули лошадей, которые рванули врассыпную. В связи с тем, что из-за поворота мы выезжали по очереди, лошади пугались каждого следующего и меняли направление движения… Вспомнились всякие ролики про неудачливых мотоциклистов и их встречу с оленями… В общем лавировать между разбегающихся лошадей занятие похоже не самое безопасное, но нам повезло, и мы спокойно продолжили свой путь вниз.
Пересекли р. Верхняя Шиверта, и вскоре увидели достаточно большой вход в пещеру справа от дороги. Сур провел небольшой экскурс в историю. Пещеры в этих местах были жилыми, и являются памятниками древней культуры и быта.
В очередной раз немного расстроились из-за высокой плотности нашего графика, экскурсию в пещеры пришлось отложить до следующего раза. Минут за 30 добрались до деревни Кырлык, и думали ехать дальше, но прокол у Сурка скорректировал наши планы, остановились на обед и небольшой ремонт. Пока обедали, наблюдали за пасущимися в пойме реки Кырлык коровами и размышляли на тему того, что могло бы означать клеймо «М».
После обеда полетели дальше. Дорога под горку, ехали со скоростью километров 25-30/час. Пока ехали к Усть-Кану, наблюдали за орлами, патрулирующими свои владения, катаясь на воздушных потоках, проходящих у придорожных сопок. На подъезде к поселку разглядели еще несколько пещер, но подход к ним был закрыт забором, на котором висело несколько телефонов с обещанием провести экскурсии, решили, что, наверное, «не судьба» и поехали дальше. Остановились у магазина перед мостом через р. Кан, купили хлеба, выпили по лимонаду и съели по сникерсу. Пока полдничали, думали, как поедем дальше, т.к. через 25 км нас ждала развилка, а в связи с тем, что мы ехали по не подготовленной части маршрута, информации ни об одной ни о другой дороге у нас не было. Спросили у местного мужика на Ниве, как лучше ехать в Горно-Алтайск, он ответил, что он бы поехал через Беш-Озек, но у него Нива и отсутствие асфальта его не смущает, а через Ябаган идет дорога почти полностью асфальтовая, но более длинная и на ней, только небольшой участок после Ябаганского перевала - грунтовый. Немного по изучав карту решили ехать через Ябаган. После Усть-Кана лес кончился, пейзаж стал марсианским, красные камни, пыль… Дорога пошла в гору, что заметно ударило по моральному настрою - заметно упираясь в педали, той прыти, с которой мы ехали первую половину дня мы, нам было никак не достичь, кроме того все уже заметно устали, а у Сани болело колено.
Медленно продвигались в сторону Ябагана, фотографировали лошадей и пытались поймать в объектив орлов, которые гордо восседали на придорожных столбах, но как только мы приближались на какое-то достаточное для фотографии расстояние, они поднимались в воздух и перелетали на один два столба вперед.
В село въезжали, лавируя между коровьих лепех и распевая «На Лабутенах…» в такт вращения педалей. После Ябагана начали искать место где остановится, но еще около 10км, ползли в горку, пока наконец не добрались до леса и не нашли подходящую полянку.
На полянке росла огроменная лиственница обхвата в 3-4 а под ней разместился столик и шалаш пастухов. В шалаше спать не решились, поставили палатки рядом. Пока обустраивали лагерь - стемнело, ужин готовили уже при свете фонарей. В какой-то момент неподалёку послышались шорохи, чтобы посмотреть, что стало их причиной направили в темноту луч фонарика, темнота ответила нам двумя огромными светящимися глазами вопросительной морды коровы. Подняв фонарики еще минут через десять, весь окружающий лес смотрел на нас десятком пар светящихся глаз. Было бы жутковато, не добавляйся бы к этим глазам силуэты коров.
Поужинали, легли спать. Минут через 20 коровы осмелели и подошли вплотную к палаткам, пинали наши миски, ходили по нашим бутылкам из-под воды, но самое главное, они почему-то решили, что у палаток трава самая вкусная и до утра хрумкали и фырчали у нас под боком.
14.09.16
Вылез из палатки, коровы ушли, вместо них на соседней поляне играли лошади, взрослые стояли чуть в стороне, а по открытому пространству носились друг за другом жеребцы. Пасмурно, накрапывал дождь.
Позавтракали, свернули мокрые палатки и медлено отправились вверх к очередному перевалу. Атмосвера вокруг стала совсем осенней, облака висели на окружающих нас сопках, воздух стал вязким, наполненным ароматом дождя и леса. Перед перевалом встретили табличку указатель «ПАСТБИЩЕ», после перевала было еще несколько табличек с не замысловатыми названиями «ФЕРМА», «ЛЕС»… решили, что Кэп пробовал себя в придумывании топографических названий.
На вершине перевала устроили привал в деревянной беседке, исписанной внутри сотнями имен. Пока сидели в беседке наблюдали, как подъехала машина, из нее вышли три мужика, взяли по белой ленте, навязали их не ветви растущей у дороги сосны и укатили дальше. Мы к этому моменту уже много раз видели такие ленты, но сами их не вязали в связи с тем, что не владели точным знанием ни о предназначении, ни о правилах данного обряда и имели некие опасения, что можем сделать что-то не так, а в энергетике тех мест по которым мы ехали сомнений у нас не было, а что бывает если к подобному месту отнестись без должного уважения мы знали на примере Богини о. Хед на Онежском озере и последующей дороги в Москву с заменой зажигания на машине между Вологдой и Вытегрой.
Как нам и обещали, асфальт после перевала закончился, а вот дождь нет, поэтому мы достаточно быстро стали покрываться густым слоем жирной дорожной грязи. Проезжающие мимо машины были в большинстве своем очень тактичны и старались объехать нас по максимальной дуге, но это было не всегда возможно, так что периодически нас накрывало с готовой.
Под дождем мы проехали километров 30 и как только мы выехали на асфальт тучи начали уходить. На обед остановились после деревни Ело. Оставили Сурка караулить велики, и взяв собой все возможные емкости, пошли к реке, набрать воды на обед и сделать «лейки» чтобы хоть немного смыть грязь с трансмиссии. После обеда уже было решили ехать дальше, но налетела очередная туча и снова начала поливать нас дождем. Спрятались под тент и в лучших традициях путешествия по Кольскому отдохнули под шум дождя.
Минут через сорок дождь прекратил, и мы отправились дальше в сторону Чуйского тракта. До вечера катили ровно и без особых приключений. На ночевку встали километров через 10 после того как выехали на Чуйский тракт у реки Туекта. Дров на нашем берегу не оказалось, поэтому пришлось прогуляться на другой берег. Устроили капитальную мойку. Пень выиграл приз за лучший прикид в походе, оказалось, что у него, с собой единственные штаны, а их пришлось отстирывать после утренних грязевых процедур, поэтому он надел шорты поверх термобелья, получилось пестренько.
Отмыли велики, смазали и поужинав завалились спать.
15.09.16
Утром пасмурно, позавтракали, выползли на дорогу тут началось… Самый изматывающий подъем за весь поход. Семинский перевал 20+ километров вверх, причем не круто вверх, а длинный почти без поворотов подъем в который нужно непрерывно работать педалями, не крутить нельзя, сразу встаешь, поднимались мы, наверное, часа 2,5-3. Когда едешь становилось жарко, но как только останавливались сразу холодно, поэтому приходилось на привалах одеваться, потом после того как прогреешься останавливаться и что-нибудь с себя скидывать.
По дороге на перевал огромное количество «шишкарей» мешками вывозящих кедровые шишки из леса. Забрались на перевал. Место популярное, огромное количество разнообразных сувениров, меда, орехов, товаров из Монголии и конечно несколько придорожных кафе, в одном из которых мы решили перекусить чебуреками и выпить чаю. Пока бродили по перевалу поболтали с немцами, которые на экспедиционном МАНе возвращались домой из Монголии. Купили мед, орехи и медовухи. После перекуса покатили вниз. За долгий и мучительный подъем мы были вознаграждены бешеным спуском. Конечно мы к тому моменту уже несколько раз умудрялись нарушить скоростной режим, но нарушать ограничение в 70км/ч, да еще и с велоштанами никому из нас прежде не приходилось. Остановились мы минут через 10 у моста через р. Топучка проехав за это время 10км. Вероятно, одурманенный адреналином, Санек завалил дорожный знак, предупреждающий о ремонте моста, чем вызвал естественное недовольство рабочих. После ехали достаточно ровно, любуясь пейзажами погружающегося в осень Алтая. Сделали остановку в магазине в Шебалино, купили хлеба, пополдничали и покатили дальше. На ночь остановились у реки Куюла. Основали новую стоянку, положили бревна-лавки, соорудили очаг из валунов, выловленных из реки, получилось очень уютно, от дороги нас отделял небольшой гребень, отходящий от соседней сопки. Приготовили ужин, выпили медовухи и отправились спать. Ночью были заморозки, утром все было покрыто легким инеем. А еще кто-то разбросал наши миски…
16.09.16
Утро выдалось долгим и достаточно холодным, Солнце на стоянку не попадало, а лишь освещало соседние сопки. За предыдущий день тучи отступили и над нами вновь было голубое небо с медленно проплывающими вдаль облаками. Березы вокруг покрылись золотом. Вышли на дорогу и покатили к нашему финишу, начался последний ходовой день этого путешествия. В деревне Черга остановились у магазина, съели по йогурту. Через 15 км проехали съезд в питомник зубров. Катили достаточно бодро, с легкой грустью о приближающемся финале нашего путешествия. На подъезде к Катуни немного запутались с дорогой.
Переехали Катунь, в очередной раз восхитившись ее цветом и скоростью течения. Остановились пообедать на выезде из д. Барангол, под огромными соснами. В этот вечер у нас была запланирована ночёвка где-нибудь между Манжероком и Дубровкой, с возможностью отмыться в бане и привести себя немного в порядок перед самолетом. По дороге была мысль заглянуть на гору Манжерок, но в реализацию наших планов вмешался велик Санька, который начал буквально рассыпаться под ним. Заднее колесо выписывало дичайшую восьмерку, тормоза пришлось снять, обод едва не цеплялся за перья. Мы конечно подтрунивали над ним, но и переживали одновременно. В Манжерок мы въезжали надеясь, что колесо у Санька все -таки не рассыпится, до того, как мы найдем где заночевать, но проехав весь поселок мы так и не наши подходящего места. Наши поиски увенчались несколько неожиданным успехом, обнаружив, что все места на соседней туристической базе заняты детской группой, тренирующейся сплавляться по реке мы собирались ехать дальше, но тут мужик который не то что-то чинил, не то что-то привозил на тур базу предложил сдать нам нам две комнаты с кухней и баню на вечер. Отлично, но пришлось вернуться в Манжерок. Заселились, сходили в магазин, купили арбуз, пива. Вернулись, развесили сушиться палатки, спальники на балконе с видом на Катунь, начали разбирать велики, у Санька лопнуло 8 спиц на заднем колесе и порвало трубки багажника. Чтобы не тащить колесо в Москву Саня одолжил у хозяина болгарку и отпилил все оставшиеся спицы. Парились в бане. Спал мертвым сном.
17.09.16
Утром сходили с Саньком в магазин выкинули его обод, купили яиц, колбасы, йогуртов, и капучино на вынос. Позавтракали и решили сходить прикупить сувениров. Побродили по мини рынку, мы с Саньком купили по расческе, потом заглянули пообедать в кафе. До вечера разбирали и отмывали велики, упаковывались.
Сур договорился, что нас добросят до аэропорта. Вечером сходили погулять на Катунь, в большую воду все те камни по которым мы бродили были бы под водой.
18.09.16
Позавтракали, погрузились в пикап и поехали в аэропорт. Ну вот и все, наше путешествие совсем подошло к концу. До свидание Алтай! Мы к Тебе еще вернемся!
Часть 1 Часть 2Часть 3