Великая Отечественная. Как она пришла в село под Старой Руссой

Jun 22, 2016 18:13



Сегодня, 22 июня 2016 года - 75-летие со дня прихода в нашу страну самой жестокой, самой кровавой в истории человечества войны. На которой число людских потерь измеряется ДЕСЯТКАМИ МИЛЛИОНОВ. Десятки миллионов людей, которые могли бы жить, творить, любить, продолжаться в потомках… Десятки миллионов погибших обернулись сотнями миллионов нерождённых…

Прошло 75 лет с первого дня войны. За последние годы перестройщики-антисоветчики наполнили штампами её историю, лишь бы выбить из сознания народа советизм. О навязанных штампах и реальных фактах хорошо написано здесь. Я же попытаюсь проиллюстрировать эти сведения примерами всеобщей мобилизованности, взятыми из реальных рассказов участницы войны, жившей в Ленинградской (тогда) области под Старой Руссой (в 1944 году Новгород и окрестности были выделены в отдельный регион).

Война стремительно ворвалась в нашу страну. На северном направлении фашисты торопились взять в кольцо блокады Ленинград. Соответственно, окружающие Ленинград местности были в первую очередь подвергнуты атакам гитлеровцев. Город Старая Русса был захвачен уже 9 августа, а западная часть Новгорода - 16-го.

Из рассказа свидетельницы тех событий: «Про войну в нашей деревне узнали по радио. Никто не думал, что она так внезапно начнётся. Я была молодая, мы думали про то, что сдали школьные экзамены за семилетку, что впереди лето, а потом - поездка в Ленинград, поступление в учительский институт… И про любовь думали, конечно. Мой любимый парень тоже собирался в Ленинград на учёбу ехать, так что впереди мы видели только светлое будущее.

И вот - война… Все планы насмарку. Вместо счастливого лета - мобилизация. Всех, кого только можно было, собрали и отправили рыть противотанковые рвы - нас с сестрой под Новгород. Только мы тогда ещё не понимали, что это такое к нам пришло. Работа была тяжёлая, конечно - лопатами рыли огромные рвы, бросали землю вверх на трёхметровой высоты отвалы… Сначала было очень трудно, потом обвыклись. Да и молодые мы были - вокруг столько сверстников, а значит и шутки, смех, розыгрыши. В конце концов, купаться бегали, благо было куда…»


Из книги Мамонова О.В. «Остановленный блицкриг» (о боях на дальних подступах к Ленинграду):

«К концу 18 июля начальник штаба Старорусского полевого укрепленного района полковник Астров докладывал:

«…2. Общая протяженность противотанковых препятствий по Старорусскому поясу (с северо-запада, запада и юга) до 32 км. Основными видами препятствий являются эскарпы и противотанковые рвы.

3. Между передним краем и противотанковыми препятствиями местами проходит проволочная сеть в 3 ряда кольев протяженностью готовой сети до 6 км.

4. Все мосты на дорогах, а также сами дороги подготовлены к разрушению; схемы закладки зарядов и фугасов имеются в частях обороняющих это укрепление.

5. 18.7. в части передано еще имущество для устройства заграждений, из которого дополнительно будет сделано: противотанковых минных полей 5,5 км, уложено по дорогам и в сторонах о  них до 250 штук фугасов…».

Из рассказа свидетельницы событий:

«Мы всё ещё продолжали работать во рве, когда увидели группу идущих от Новгорода солдат, которые стали нам кричать о том, чтобы мы бросали работу и уходили - немцы подступают к городу. И мы с сестрой вернулась к маме в деревню. Там уже вовсю шли бои. Деревенские (в основном бабы с детьми, старики да молодёжь) собиралась ехать ближе к озеру Ильмень, где казалось безопаснее. Сгребли пожитки, какие можно было, детей на телеги, и поехали. На берегу Ильменя образовали становище, жили там до конца лета. К этому времени немцы уже хозяйничали в Старой Руссе и Новгороде.

И вот приехал к нам какой-то немец, начал по-русски уговаривать, чтобы все в деревню возвращались, урожай собирали и жили-не тужили. Мол, никто ничего плохого нам не сделает. Подумали-подумали - и поехали. Не век же в шалашках жить. В это время урожай и правда созрел уже. Да и урожай какой хороший в том году уродился - и хлеб тучный, и лён отличный. Стали мы с сестрой и с соседями в поле ходить, вручную хлеб жать. Потом попрятали зерно в ямы во дворах. А только не спрячешь - всё равно потом наши ямы находили и хлебушек отбирали. Но это уже другая история…»



Про отца: «Отец к началу войны уже не подлежал призыву как солдат - за 50 лет было. Но его мобилизовали на другое - отогнать от линии фронта колхозный скот. Он отвечал за стадо и за доярок, которых к стаду прикрепили. Семью ему не разрешили взять. Так и случилось, что мама и отец провели всю войну по разные стороны фронта: он в Калининской области, а мама с детьми (7 человек мал мала меньше и обезножевшая бабушка) - под Старой Руссой. А только отцу в эвакуации тоже не сахар жизнь была. Что уж говорить про нас, под немцами, - жуткое время пережили. Нас освободили в 1944 году, когда с Ленинграда осада полностью снята была».

Вот так начиналась война для простых советских деревенских жителей. Никто не знал, что это будет очень больно и очень долго.

НО! Хочу обратить внимание на то, что отмобилизовалась страна сразу. Казалось бы - где Москва, и где какая-то деревня. Однако же план действий был готов для любого населённого пункта. Не успела начаться война, как люди были отправлены на работы по укреплению обороны (противотанковые рвы рыли всем миром), скот угонялся подальше от линии фронта - и т.д.

Не надо песен про растерянность руководства. Да, первое время не очень-то умели воевать, несли потери и из-за этого тоже. Только русские люди быстро учатся, потому и побеждают.

Так что не зря Сталин уже 3 июля 1941 года говорил о нашей будущей Победе.

мобилизация, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up