Накануне Пасхи

Apr 30, 2016 17:39



Христос в пустыне (художник - И.Н. Крамско́й)

Я - человек светский. Но, как и большинство окружающих, воспитана в традициях православной культуры. В России просто невозможно быть воспитанным по-другому - уже 1000 с лишним лет православие является главной религией страны.

В СССР, где прошла бо́льшая часть моей жизни, православная культура точно также была элементом воспитания людей, как и в дореволюционной России, как и в постсоветской России. Конечно, в СССР религиозность не приветствовалась, особенно во время и после так называемой «хрущёвской оттепели». Но православная культура от этого никуда не девалась - с детства нас приучали бережно относиться к памятникам прошлого. А памятники прошлого  создавались православными авторами.

Иностранцы, посещавшие действующие храмы СССР, отмечали «настоящую веру» прихожан, уже тогда заметно отличавшуюся своей искренностью от западной. Когда в постсоветской России «разрешили» религию и «отменили» другие высокие смыслы, народ почти поголовно начал воцерковляться. Поначалу власть предержащим это было даже выгодно - на дороге к храму расставили массу советофобских ловушек. Однако вскоре обнаружилось, что культурный код россиян замешан не только на советизме, но и на тысячелетних традициях православия. Причём, одно плавно перетекало в другое - моральный кодекс строителя коммунизма повторял те же 10 христианских заповедей, только другими словами. Вот тут и начались наезды на православную церковь - и тем резче, чем более близкие к советским ИДЕАЛЫ она провозглашала.

Мне захотелось обсудить со светской точки зрения понятие греха. Что такое грех в православии? (Напоминаю, что я человек невоцерковлённый, так что моё понимание может отличаться от канонического). Насколько я в теме, к греху относится любое нарушение одной из 10 заповедей. Причём применяется расширительное толкование: грехом гордыни может являться и собственное возвеличивание, и собственное умаление.

Дальше - мои мысли. Человек - существо двуединое. Биологическая природа тянет действовать согласно инстинктам: самосохранения и размножения. Собственно, все «телесные» потребности человека можно попытаться свести к этим двум инстинктам. Для самосохранения человек строит жилище, делает себе одежду, ищет воду и пищу - и т.д. Для размножения необходимо всё то же самое, плюс партнёр и последующее воспитание ребёнка.

Я думаю, что несводимость человека только к биологическому позволила ему простроить необыкновенно сложные связи и решения даже  в чисто биологических потребностях.

Но эта несводимость к биологическому зашла гораздо дальше инстинктов. В человеческой жизни появились СМЫСЛЫ. И эти смыслы возвышают человека от чисто биологического существования к существованию высшему. Религиозные люди сказали бы - к божественному.

С моей точки зрения, двуединство человека состоит в том, что в нём присутствуют одновременно биологические потребности и потребности в высших смыслах. Биологические потребности другими словами можно назвать дьявольскими соблазнами. Православие недаром требует соблюдения определённых правил поведения: молитвы по утрам и вечерам, соблюдение постов, причастие, покаяние... Эти простые (и одновременно сложные) инструменты направлены на освобождение человека от служения ТОЛЬКО своим биологическим инстинктам, на возвышение духа к высшим смыслам существования - на противодействие дьявольским соблазнам.

Семинедельный пост накануне Пасхи нужен для освобождения человека от страстей, от избыточного потворства своим биологическим инстинктам. И радостное провозглашение «Христос воскрес!» возвышает душу, очищает её для добрых дел и светлой радости. Для любви к людям и к окружающему миру, для любви к Богу. Любовь - одно из возвышающих человека чувств, которое помогает преодолевать дьявольские соблазны и являть миру подвиги самоотречения, совсем не вписывающиеся в биологические инстинкты самосохранения.

А самое главное - у человека всегда остаётся выбор: следовать ли своим инстинктам или отринуть биологическое, вочеловечиться (не скажу - обожествиться. Как-то уж слишком нескромно звучит. И неправильно - ибо человек  двуедин, а у Бога нет биологических инстинктов).

Вот такие мысли о грехе и дьявольских соблазнах, о биологических инстинктах и высших смыслах существования пришли мне в голову накануне светлого праздника Пасхи, и одновременно накануне светлого праздника Первомая, счастливо совпадающих в этом году.

PS. После полуночи я отредактирую запись, добавлю поздравления, а пока их ставить не буду - заранее нельзя.

PPS. Всех с праздниками! Желаю всем любви к ближним и дальним, а трудящимся - международной солидарности!






высший смысл, дьявольский соблазн, биологический инстинкт

Previous post Next post
Up