Американская писательница
Урсула Ле Гуин, пишущая в жанре фантастики и фэнтези, отличается гуманитарным уклоном, акцентом на социологию и антропологию. Несмотря на фантастические детали, книги Ле Гуин - всегда о человеке. Её миры, убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых - их неизменно человеческие черты. В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты её книг, часто находится внутри героя - это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос.
Простой совет волшебника из Земноморья легко получить, но трудно выполнить:
«Не делай ничего из того, что кажется тебе правильным, заслуживающим похвалы или благородным; ничего не делай из того, что считаешь полезным; делай только то, что ты должен сделать и то, что ты не можешь сделать никак иначе».
Цикл повестей о Земноморье был задуман и осуществлён в 60-70-е годы ХХ века, и только последняя повесть «Техану» издана в 1990 году. Но спустя 30 лет писательница вернулась к своим героям. В предисловии к
«Сказаниям Земноморья» Урсула Ле Гуин написала очень важные, на мой взгляд, слова, которые я хочу процитировать:
«Тридцать лет минуло с тех пор, как я начала писать о Земноморье, и, разумеется, изменилась и я сама, и те люди, что читают теперь мои книги. Время всегда несет перемены, но наше время отличается особенно сильными и быстрыми моральными и ментальными трансформациями. Архетипы превращаются в безжалостные жернова, самые простые вещи невероятно усложняются, хаос почему-то становится привлекательным и даже считается «элегантным», а общепризнанные истины оказываются плодом вымысла или простой привычки отдельных людей.
Все это тревожно. Ибо, даже испытывая восторг от отсутствия застоя, от непрерывных перемен, от блеска сменяющих друг друга электронных устройств, мы все же всегда стремимся душою к некоему постоянству, к чему-то незыблемому, неизменному. Мы обожаем старинные предания именно благодаря их неизменности. Артур спит вечным сном на острове Авалон. Бильбо может совершать путешествия «туда и обратно», но и «туда» - это всегда в обожаемый знакомый мир: в графство Под Горой или страну За Холмом. Дон Кихот по-прежнему всегда готов сразиться с ветряными мельницами… Так что люди, в сущности, стремятся в царство фантазии именно в поисках стабильности, в поисках неизменных древних истин, ясности и простоты.
И капиталистические предприятия с готовностью их этим обеспечивают. Спрос, как говорится, порождает предложение. Фантазия становится товаром, отраслью промышленности.
Превращенная в товар, фантазия рисковать не желает: она более ничего не изобретает и не импровизирует, но, напротив, старательно имитирует и упрощает. И все чаще старинные сказки и легенды лишаются своей изначальной интеллектуальной и этической ценности и сложности, активные действия героев превращаются, по сути дела, в насилие, сами герои - в тупых марионеток, а изрекаемые ими истины - в сентиментальную пошловатую банальность. Герои размахивают своими мечами, лазерами, волшебными палочками совершенно механически, стремясь лишь добиться цели и получить искомую выгоду - в точности как комбайн в поле, старательно, до последнего колоска, убирающий урожай. В высшей степени странные, если не сказать тревожные, даже аморальные действия почему-то оправдываются, их всячески стараются представить понятными и безопасными. Истории, в которые рассказчики некогда вкладывали всю душу, механически копируются и оснащаются стереозвуком. Народная мудрость низводится до положения детской игрушки, сделанной из яркой пластмассы, широко разрекламированной, проданной, сломанной, починенной… Да и вообще легко заменимой на новую».
По-моему, лучше не скажешь о мире, в котором нам приходится жить. Из мира украли сказку. И мир обеднел. Прагматизм поглотил веру в чудеса. А ведь чудо - это так просто:
- Я не волшебник. Я только учусь. Но дружба помогает нам делать настоящие чудеса! (Мальчик-паж, помощник Феи из фильма-сказки
«Золушка»)