Идея высшей справедливости в русском коммунизме, iii

Nov 27, 2015 08:43

Оригинал взят у kim_1894 в Идея высшей справедливости в русском коммунизме, iii
Великой октябрьской социалистической революции посвящается


М. Савицкий

В прошлой части мы говорили о споре в западном мире между Аристотелем и Платоном, в частности об их отношении к собственности.

Часть 3


По словам заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующего кафедрой Центра социально-гуманитарного образования МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора философских наук Клементьева Дмитрия Сергеевича, Аристотель, рассуждая о справедливости при построении государства, утверждал, что "законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов, при этом частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены, а при частной появляются богатство и неравенство, но только она дает гражданам возможность проявить щедрость и милосердие".

В западном мире, возобладала именно эта аристотелевская концепция отношения к собственности:

"На протяжении XIII столетия Запад приобрёл довольно полное знание Аристотеля, который под влиянием Альберта Великого и Фомы Аквинского был утверждён в умах учёных в качестве высшего авторитета после Священного писания и церкви. Это положение среди христианских философов Аристотель сохранил вплоть до сегодняшнего дня" [Б. Рассел, с. 573], - разумеется, это касается не только одного отношения западного мира к частной собственности, но все же Запад видит в частной собственности благо и в крайних формах дошел до того, что в современном мире человек превращается в вещь, в собственность.

Бердяев говорит:
"Именно капиталистическая система прежде всего раздавливает личность и дегуманизирует человеческую жизнь превращает человека в вещь и товар" [Бердяев Н. А., 1990 г., с. 150].

А крупнейший психолог, социолог Западного мира Эрих Фромм описывая современное капиталистическое (буржуазное) общество выделяет такой патологический тип характера как "рыночная ориентация", раскрывая этот тип характера, Фромм говорит:
"Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться. Он испытывает чувства сродни тем, которые мог бы испытывать какой-либо товар, например чемодан на прилавке магазина, если бы этот чемодан мог чувствовать и думать" [Фромм Э., с. 67].

Другая крайность заключается в доводах защиты данного аристотелевского понимания собственности через грубое понимание марксизма:
"...собственность, как сказано у Фомы Аквинского, есть важная основа свободы. У кого нет ничего, кроме рабочей силы, тот становиться объектом эксплуатации. Это философский довод, дающий нам право сказать о теории Маркса с ее враждебным отношением к собственности: марксизм ведет туда, где человек лишается свободы" [Кургинян С. Е., с. 446], - это взгляд немецкого католического кардинала, профессора социологии Рейнхарда Маркса, и здесь нас интересует не его понимание марксизма, а позиция западного человека о собственности, как основы свободы.

Безусловно, что данные тенденции: отоваривание человека, рыночный тип характера встречаются и в России, ведь Россия сейчас приобщается к буржуазной культуре по средствам перестройки своей. Но вернемся к историческому отношению России к собственности, что может, даст нам понять почему России не получается построить "протестантский, прибранный рай" (Н. С. Гумилев), то есть классическое общество Модерна - буржуазное общество.

Но об этом в следующей статье.
______________
Литература

1. Б. Рассел. История западной философии. В 3 кн.: 4-е изд., стер. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.
2. Клементьев Д. С. Метаморфозы справедливости / Журнал «Стратегия России», № 11, 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.spa.msu.ru/uploads/files/publikazii/klementev_d.pdf
3. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1995 г. - М.: Наука, 1990.
4. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993.
5. Кургинян С. Е. Исав и Иаков. Судьба развития в России и мире: в 2-х томах. - М.: МОФ ЭТЦ, 2011. Том 2. "Пост" и "Сверх". - 2011.

Метафизика, Суть времени, Здравый смысл, Архангельск

Previous post Next post
Up