Часть этого текста - моя беглая и реструктурированная запись аудиолекции Крыгиной Нины, канд.псих.наук, часть - мои собственные вставки. Признаю, что есть некоторые спорные моменты, поэтому приглашаю к аргументированной дискуссии по затронутым вопросам.
Сначала - статистика:
До 1917г. в России 3% разводов, сейчас от 75% до 93%.
Дореволюционная семья
В Православной России: внутри семьи четкое распределение ролей, глава семьи - муж. На нем - большая ответственность. Женщина - мудрая хранительница очага и любящая мать.
До революции при воспитании детей мальчика ориентировали на то, что он будет главой семьи. И держать ответ перед Богом, в страхе Божием. Девочку - в целомудрии. Если до свадьбы беременная или не девственница (называли - «обесчещенная») - позор на весь род. (В скобках заметим, что сейчас беременность до свадьбы и 3-4 половых партнера до свадьбы - норма жизни).
Революция в семье
1917 год принес не только смену идеологии, но еще и революцию в семье.
Декларируется, что Православие - это не от большого ума, суть заблуждение и глупый пережиток. А теперь мы это осознали, теперь мы молодцы и будем на научных основах строить новое общество и новую семью (поднимаю табличку «сарказм»).
На чем строить новую семью? Ленин предложил мягкий вариант (а был вариант жесткий: общие мужья и жены, а всех детей в интернаты): пролетарский гражданский брак с любовью. Что значит такая установка?? Пока есть любовь - живем, прошла любовь - разводимся. В православии, напротив, понятие любви включает жертвенность и ответственность. В молодой советской стране установка на любовь-страсть, которая часто проходит.
Чтобы не быть голословным. Документы:
Декрет о гражданском браке, о ЗАГСЕ 1917г.
Декрет о расторжении брака. 18-19 дек. 1917г.
Что в этих документах?
1) Церковь отделена от государства, вопросами браков советских граждан она более не занимается.
2) Свобода расторжения браков.
3) Полное равенство личных имущественных прав мужа и жены.
4) Главы в семье нет или две главы.
5) Уравнение в правах внебрачных и законных детей. Раньше они были не равны, что притормаживало разврат.
Установка на равенство.
1918год. Равная оплата за равный труд мужчины и женщины.
Царское государство ориентировалось на сильные здоровые семьи, ожидая от них экономическую отдачу. Муж один зарабатывал так, чтобы содержать жену и многих детей.
В советском государстве - полная свобода женщины. ЗП наравне с мужем. Очевидно, что чем больше женщина зарабатывает, тем большей властью она обладает в семье. "Я зарабатываю, Я кормлю, слушайте МЕНЯ, Я решаю важные вопросы в семье" - заявляет новая советская (а потом и российская) женщина.
Итак, у нас в молодой советской семье установка на равенство.
Отметим, что равенство - это утопия, в любом человеческом социуме всегда есть иерархия, подчинение. Даже идентичные однояйцевые близнецы и то делятся на ведущего и ведомого (правда могут меняться ролями по мере взросления).
Семья может быть сбалансированной и крепкой только при наличии иерархии внутри. Не секрет, что мышление мужчин и женщин отличается. Это не вопрос интеллекта, а вопрос особенностей мышления. Мужчины от природы более логичны, рациональны, легче выделяют главное и абстрагируются от второстепенного. Женщины более эмоциональны, вникают в мелочи и детали. Ввиду таких особенностей, мужчинам проще принимать важные решения в стрессовой ситуации, женщинам же проще поддерживать мир и уют в семье, чувствуя интуитивно потребности и настроение членов семьи. Поэтому для мужчины подходит роль главы семьи, а для женщины - роль хранительницы домашнего очага. Для корректного развития личности ребенка так же важна иерархия в семье. Главным должен быть папа, потом мама, и потом дети - по старшинству.
Двойные стандарты.
Возникает двойной стандарт для мужчин: он глава хозяин, добытчик и при этом - строитель коммунизма, и зарплата у него равна зарплате жены.
При этом эмансипированная жена соревнуется, кто главнее; ее не переспоришь. И муж уходит в сторону. Возникает мужской гендерно-ролевой стресс (невозможность соответствовать идеалу мужчины), который ведет к компенсаторной мужественности. Она может проявляться трояко:
1. муж начинает вести себя очень жестко внутри семьи («я заставлю вас себя слушать!!!»), вплоть до физического насилия,
2. поведение на грани риска («вот заработаю миллион, тогда-то уж со мной будут считаться в семье, миллион решит все наши семейные проблемы!») - взлет преступности и иногда самоубийства (в случае неудачи),
3. алкоголизм - наиболее распространенный вариант.
Что у женщин? Такой же двойной стандарт.
В советской России имеем установку на работницу. Какая ты стахановка? Насколько ты помогаешь строить светлое будущее? (Отметим в скобках, что с мужчин такой же спрос).
Общество ожидает от женщины карьеры, но сохраняется и второй стандарт - хозяйка-жена-мать.
Женщины же по своей сути очень ответственны и ориентированы на семью, раздвоение усилий рождает предельное напряжение, что ведет к психоэмоциональному срыву. Как результат - семейные скандалы.
Аборты
1920г. Впервые в мире разрешены аборты. Результат: среднегодовая рождаемость до революции 3 млн., а за 5 лет при советской власти (31-36 гг.) - 3,5 млн.
Сталин в 36 г. спохватывается, запрещает аборты, демография восстанавливается. Однако Хрущев в 55 г вынужден признать: даже при запрете подпольные аборты процветают и вновь легализует их. Что же после перестройки? Там еще ужаснее: при Ельцине аборт возможен даже на последнем триместре.
Материнство и воспитание детей.
ТОЛЬКО к 70 гг. появляется оплата отпуска по уходу за младенцем в течение первого года и неоплачиваемый отпуск 1,5 года (сейчас оплачивается 1,5, неоплачиваемый - 3 года)
А между тем, именно в первый год жизни ребенка у него формируется чувство базового доверия или не доверия к окружающему миру. Если рядом мама, то ребенок чувствует себя защищенным и вырастает с позитивным отношением к окружающему миру. Если же родительской любви в этот период не хватает, то возможны различные неврозы.
Дети недополучают любви. Многие семьи - однодетные. Однодетная семья чаще всего детоцентристкая (все крутится вокруг ребенка, самое вкусное ему, выполнение его желаний и потребностей - во главу угла). Что ведет к эгоистичности ребенка, и как результат - часто к невротичности, одиночеству и неуверенности по мере взросления.
Ориентация на карьеру привела к разрушению ценностей материнства. По данным недавнего социологического опроса, ТОЛЬКО 44% социально благополучных московских женщин (это значит, что у них есть квартира внутри МКАДа (не ипотека!), муж и достаточный доход) рады первой беременности. Меньше половины! Остальные воспринимают беременность либо как неизбежное зло («ну, когда-то же надо рожать»), либо как досадную помеху развитию карьеры, что часто приводит к мысли об аборте.