Итак в связи с новым наступлением австро-венгерской армии сербам пришлось прервать свою дерзкую операцию в Среме и в срочном порядке перекинуть 1-ю армию Петара Бойовича на юг, на свой левый фланг, где она остановила наступление 6-й армии австрийцев в кровопролитной битве за Мачков Камень. Без малого на два месяца на западе Сербии линия фронта застыла на вершинах горных хребтов, и началась война на истощение, в которой Сербия, испытывающая недостаток буквально всего необходимого, конечно, не могла составить конкуренцию несравненно более мощной и самодостаточной Австро-Венгрии. К началу ноября у сербов иссякли запасы артиллерийских снарядов. На вооружении сербской армии находились французские полевые 75-мм пушки образца 1897 года (к слову, по мнению многих специалистов, лучшие полевые орудия Первой мировой). Сербы давно просили французов о поставках боеприпасов. Однако, французам, чье правительство еще 2 сентября покинуло Париж в виду приближения к нему немцев, было не до далекого балканского союзника.
сербская полевая артиллерия
оборона Белграда
Кстати, два слова о том, что происходило на фронтах Первой мировой за те два месяца, пока сербы держали оборону на своей западной границе. Французы преодолели критическую точку и спасли Париж в Марнском сражении. За это постом начальника Генерального штаба Германии поплатился Мольтке - на его место заступил Эрих фон Фалькенгайн. Немцы с французами начинают и заканчивают знаменитый "Бег к морю", начинается Первое сражение при Ипре. В Европу прибывают первые канадские и индийские части. Русская армия успевает уйти (за провал операции ответил командующий фронтом Жилинский, чье место занял генерал Рузский) и вернуться (Августовская операция) в Восточную Пруссию, отбить немцев от Варшавы и подойти к карпатским перевалам и Кракову. Эти два месяца ознаменовались началом знаменитых осад европейских крепостей: Перемышля, Осовца, Антверпена. Осада последнего завершилась быстрее, после чего бельгийское правительство и армия покинули страну на долгие четыре года. Вступила в войну Турция - для России открылся еще один фронт. И, наконец, за эти два месяца в Сараево начался и завершился судебный процесс над Гаврилой Принципом. Человек, которого многие до сих пор называют виновником Мировой войны, получил двадцать лет заключения. Однако к тому моменту судьба этого юноши уже мало кого интересовала.
немцы в одном из захваченных фортов Антверпена
Таким образом, понимая, что дальнейшее удержание обороны невозможно, сербское командование принимает решение об общем отступлении армии вглубь территории в первых числах ноября. За две недели, к 20 ноября, сербская армия отошла до линии "р. Колубара - р. Лиг - массив Сувобор - долина Верхней Моравы восточнее Кабларского хребта". 14-16 ноября австрийцы заняли Вальево, Ужицу, Лазаревац, чиня беспрецедентное насилие над мирным населением.
эвакуация гражданского населения из Вальево
расправа над мирными сербами
В апреле 1915 года профессор Университета Лозанны Арчибальд Райс представил сербскому правительству результаты расследования военных преступлений австро-венгерской армии на территории Сербии. Его доклад состоял из пяти разделов: 1) Использование австрийцами разрывных пуль и пуль дум-дум 2) Бомбардировка незащищенных городов и разрушение зданий 3) Убийство сербских военнопленных и раненных 4) Резня гражданского населения 5) Мародерство и уничтожение имущества. В докладе приведена масса свидетельств зверств австрийцев в отношении сербского населения, которые наряду с пресловутыми австрийскими концлагерями Талергоф и Терезин, явились предтечами всего того, с чем в избытке столкнется Европа через четверть века, во время следующей мировой войны. Не буду утомлять выдержками из доклада Райса, а лучше приведу три цитаты из всем хорошо знакомого "Бравого солдата Швейка" Ярослава Гашека. Пусть и сатирический, но все-таки взгляд с той стороны, прекрасно дающий представление о том, как вели себя австро-венгерские военные в Сербии, и какое отношение было к сербам в Австро-Венгрии:
"Швейк между тем разглядывал канцелярию военного следователя.
Нельзя сказать, чтобы обстановка здесь оставляла чересчур благоприятное впечатление, особенно фотографии различных экзекуций, произведенных армией в Галиции и в Сербии. Это были художественные снимки спаленных хат и сожженных деревьев, ветви которых пригнулись к земле под тяжестью повешенных. Особенно хорош был снимок из Сербии, где была сфотографирована повешенная семья: маленький мальчик, отец и мать. Двое вооруженных солдат охраняют дерево, на котором висит несколько человек, а на переднем плане с видом победителя стоит офицер, курящий сигарету. Вдали видна действующая полевая кухня."
"При всей своей тупости полковник был чрезвычайно набожен. У него в квартире стоял домашний алтарь. Полковник часто ходил на исповедь и к причастию в костел св. Игнатия и с самого начала войны усердно молился за победу австрийского и германского оружия. Он смешивал христианство и мечты о германской гегемонии. Бог должен был помочь отнять имущество и землю у побежденных.
Его бесило, когда он читал в газетах, что опять привезли пленных.
- К чему возить сюда пленных? - говорил он.- Перестрелять их всех! Никакой пощады! Плясать среди трупов! А гражданское население Сербии сжечь, все до последнего человека. Детей прикончить штыками."
"- Когда я был в Сербии,- сказал Водичка,- то в нашей бригаде любому, кто вызовется вешать "чужаков", платили сигаретами: повесит солдат мужчину - получает десяток сигарет "Спорт", женщину или ребенка - пять. Потом интендантство стало наводить экономию: расстреливали всех гуртом."
расправа над мирными сербами
В последних числах ноября в результате ожесточенных боев 15-й корпус австрийцев заставляет 1-ю армию сербов, во главе которой встал Живоин Мишич, сменив на этом посту раненного 14 ноября Петара Бойовича, отступить с массива Сувобор. Путник принимает тяжелое решение эвакуировать Белград дабы избежать окружения 2-й армии Степановича.
Белград в 1914 году
К этому времени по железной дороге из порта Салоники приходят 20 тысяч французских снарядов. Но по неизвестной (по крайней мере, мне) причине гильзы этих снарядов оказываются на 1,5-2 мм толще, чем нужно. Всю партию по железной дороге срочно отправляют в Крагуевац, на знаменитый завод "Застава" (будущая югославская "Красная Застава", которая через 40 лет приступит к выпуску автомобилей под марками "Застава" и "Юго"), на котором в круглосуточном режиме в ударные сроки переделывают все снаряды под стандартный калибр, после чего боеприпасы отправляются на фронт. В тоже время из России по Дунаю приходят продовольствие и медикаменты.
документ Русского лазарета в Вальево
Австрийцы ничего этого не знали и, вступив 2 декабря в Белград, были опьянены как им казалось победой. Они были уверены, что сербская армия измождена и деморализована, что она будет отступать все дальше и дальше, отдавая им Крагуевац с его арсеналом и промышленностью и Ниш с его важнейшим транспортным узлом. Увлеченные мародерством и насилием в Белграде, Лазареваце и Пожеге австрийские солдаты не подозревали, что уже завтра, 3 декабря, сербы перейдут в атаку.
Наступление сербов началось с двух сторон: с юга, на 16-й корпус в направлении на Пожегу-Ужице, и с севера, на Сувобор, на 15-й корпус. Нехватку в живой силе пополняли как за счет частей второго и третьего призыва, так и за счет недоученных унтер-офицеров, в т.ч. легендарных 1300 капралов, переброшенных на реку Лиг из Скопье, где они учились в военной школе. К концу Колубарской битвы из 1300 молодых людей погибнет больше 400.
памятник 1300 капралам на горе Райац в Сербии
На третий день ураганного боя на реке Колубара, после ряда атак и контратак, австрийцы дрогнули. 15-й, 16-й и правый фланг 13-го корпуса под натиском 1-й армии и Ужицкой армии бегут к Дрине, бросая орудия, запасы, обозы, раненных. 2-я и 3-я сербские армии прижали еще сопротивляющиеся 8-й и часть 13-го корпуса с юга от Лазареваца к Дунаю, но и они, попытавшись сначала обороняться на Авале, 13 декабря начали отступать на свою территорию. Утром 15 декабря сербская армия вступила в свою освобожденную столицу.
разбитые и взятые в плен австро-венгры
Австро-Венгрия, а вместе с ней и весь мир, в очередной раз потрясены. Радомиру Путнику приходит личное поздравление от... Вильгельма II, германского кайзера! Автор победы Живоин Мишич 14 декабря становится воеводой.
Австрийцы потеряли убитыми, раненными и пленными более 150 тыс. человек. 27 декабря командующие армиями Оскар Потиорек и Либориус Риттер фон Франк отправляются в отставку. Все активные действия против Сербии двуединая монархия прекращает и перебрасывает большинство дивизий на оборону Карпат от рвущихся в Венгрию русских войск. Также австрийское командование делает окончательный вывод об участии славянских частей на сербском фронте: в дальнейшем полки, состоящие преимущественно из чехов, словаков, словенцев будут отправляться на образовавшийся через полгода новый - Итальянский - фронт. В Сербии будут воевать в основном немецко - и венгерско-говорящие части.
Победоносная Сербская армия также крайне истощена, и о преследовании противника речь не идет. В частях началась эпидемия тифа, подхваченного от пленных венгров. Помимо тысяч солдат и офицеров от тифа погибнет командующий Ужицкой армией, генерал Вукоман Арачич.