Сложно понять, какого черта фильм "Я - начало" был удостоен лишь ограниченного проката. Возможно, потому что Майк Кэхилл (сценарист и режиссер) - не Бессон и не Нолан. Возможно, потому что Майкл Питт (исполнитель главной роли) - не Скарлетт и не Макконахи. Может быть, прокатчики решили, что фантастических фильмов на этот год уже достаточно. Теперь это не важно, а я просто расскажу, почему киноленту необходимо посмотреть.
Сценарий. Разумеется, заглавная тема о переселении душ эксплуатировалась мировым кинематографом бессчетное количество раз, впрочем, как и тема обобщения всех знаний человечества, или тема поиска пригодной для жизни планеты. Однако, изящество с которым связаны вопросы науки и веры, столкновения их в одной плоскости, в жизни одного персонажа, заслуживает уважения, как минимум.
Актеры. Майкл Питт играет ученого, увлеченного с раннего детства человеческим глазом, ученого, чья уверенность в фактах и отрицание духовного одинаково сильны, и он играет человека, в жизни которого произошла катастрофа, с которой он не в состоянии справиться, как раз потому что фактов мало, а веры - еще меньше. И все это он играет великолепно, не сбиваясь ни единого раза, и демонстрирует драматические возможности такого спектра, какие и не снились сиськам Йоханссон. Женские роли исполняют испанка Астрид Берже-Фрисби и Брит Марлинг - обе актрисы не особо известны широкому зрителю, хотя послужные списки имеют приличные, Брит так и вовсе была соавтором фильма "Другая земля" (предыдущий фильм Майка Кэхилла) и исполнила в нем главную роль. И опять же обе показывают два разных, но очень сильных характера, два полюса, между которыми мечется главный герой.
Картинка. Масштабности в фильме, конечно, не так много, однако кадры выстроены очень красиво, а моментов, в которые захватывает дух - достаточно.
Ну и отдельного внимания заслуживает саундтрек - деликатный и гениальный одновременно.
Фильм очень цельный, очень логичный и логично же смотрится открытый финал. В истории виртуозно озвучена идея о необходимости покидать (хотя бы иногда) пределы своей комнаты и постигать то, что за дверью - даже если ты уверен, что кроме грязной одежды там ничего нет. И что есть вещи, не доступные уму, логике и попыткам осознать и изучить их, вещи, которые просто стоит принять и успокоиться на этом. И обретение этого покоя знания/веры - и есть самое главное для человека.
И да, посмотрите фильм целиком, то есть и то, что будет после титров тоже.
Остается надеяться, что к возрасту Нолана и Бессона у Майка Кэххила не убавится умения снимать отличные фильмы, а авторитета будет достаточно для того, чтобы их не пускали ограниченным тиражом.