Николич предложил Дачичу сформировать правительство Сербии

Jun 29, 2012 15:41

Не каждая женщина "нетяжёлого поведения" так быстро меняет мужчин, как меняют коалиционных партнёров сербские социалисты. Как только пришло известие о том, что Томислав Николич одерживает победу на президентских выборах, сразу стало ясно, что Социалистическая партия Сербии (СПС) кинет своих прежних коалиционных партнёров из Тадичевой Демократической партии (ДС), сколь бы сам Дачич не уверял, что результаты президентских выборов не повлияют на их коалицию.
И вот, как и четыре года назад, Дачич со товарищи киданул Томислава Николича в бытность его ещё заместителем председателя Сербской радикальной партии (СРС) и фактическим её лидером в отсутствии Войислава Шешеля, Дачич то же самое проделал и с Борисом Тадичем.
После прошлых парламентских выборов СРС и СПС при поддержке Демократической партии Сербии (ДСС) Войислава Коштуницы договорились о формировании правительства, но социалисты неожиданно переметнулись на сторону партии, которая сдала их прежнего лидера Слободана Милошевича на убой в Гаагу. В этот раз Дачич клялся в вечной любви и верности уже Тадичу, с ДС которого восседал в правительстве четыре года, но очень предсказуемо перешёл на сторону нового президента Томислава Николича.
Дачич свою очередную резкую смену ориентации объясняет, естественно, заботой о Сербии и её народе. Николичу он сообщил, что имеет гарантированную поддержку 126 депутатов.
Напомню, что Николичева коалиция, сформированная вокруг Сербской прогрессивной партии (СНС), на прошедших в мае парламентских выборах победила, но не добилась решающего перевеса. У СНС - 73 мандата, у ДС - 67, у СПС - 44, у ДСС Коштуницы - 21, у проамериканской ЛДП губастенького русофоба и гомофила Чедо Йовановича - 19, у Объединённых регионов Сербии (УРС) - 16. Последние объявили о своей поддержке Дачича, и таким образом его (если все будут соблюдать партийную дисциплину) должны поддержать, как минимум, 133 из 250 депутатов. Между тем, вероятно, за Дачича могут проголосовать и представители некоторых партий, представленных единичными депутатами. А, по словам Николича, к коалиции СНС-СПС-УРС могут присоединиться и некоторые другие парламентские партии.
Томислав Николич, который, став президентом Сербии покинул должность председателя СНС, поскольку, как он выразился, «желает быть президентом всех граждан Сербии», 28 июня заявил: "Сегодня Видовдан - один из важнейших праздников в Сербии, и сегодня Сербия получила перемены".
Пока трудно сказать, какие именно будут перемены в Сербии и будут ли они вообще, но весть о коалиции СНС-СПС и о предложении Дачичу возглавить правительство вызвала весьма неоднозначные реакции в Сербии и во всём регионе. Сразу заговорили о возврате в 90-е, ведь Дачича в шутку называли "малым Милошевичем", а после настоящего Милошевича член его партии впервые возглавит правительство Сербии. Впрочем, сам Дачич, как и Николич, какой-либо возврат к прошлому отрицает. По его словам, его интересует настоящее и будущее Сербии.
В то же время Николич напомнил, что перед новым правительством стоят задачи борьбы с коррупцией, криминалом, улучшения экономики, построения инфраструктуры, пересмотра приватизации, реформы правосудия и средств массовой информации, а также одна из главных целей - вернуть «сербскую память», которая в прошлые годы "ушла из державы".
Намёк на правление Тадича очевиден - Сербия при нём терпела одно позорное политическое поражение за другим, фактически потеряла Косово и даже в Воеводине все громче стали звучать голоса о некой "федерации" с перспективой отделения.
Тадич, безусловно, просчитался, став главным неудачником не только прошедших выборов, но и послевыборного периода. Основной проблемой в переговорах с СПС он назвал то, что в ДС не хотели, чтобы премьером стал Дачич.
Сам бывший сербский президент поначалу вроде отказывался возглавить правительство, но потом вдруг согласился, однако нынче уже стоит вопрос: останется ли он на посту председателя ДС?
Ещё одной трудностью в сохранении коалиции с Дачичем было наличие в партнёрах у ДС проамериканской гомофильской ЛДП, которая вызывает резкую неприязнь в России, поскольку никогда не скрывала свою русофобскую направленность. Естественно, в ЛДП выступили с резкой критикой будущего коалиционного правительства СНС-СПС-УРС.
Раскритиковал его и ещё один друг Тадича - известный сербский писатель Вук Драшкович. Впрочем, риторика Драшковича настолько лицемерна, насколько один из самых ярых сербских националистов 1980-90-х годов и один из главных духовных вдохновителей резни в Хорватии, которым Драшкович является, может говорить, о том, что, мол, новое правительство - это шаг назад, и в нём главную роль будут играть партии, "в чьё время Сербия была страной государственного терроризма".
Для человека, который "почему-то" не заинтересовал Гаагский трибунал, хотя должен был, и который вдруг из националиста превратился в демократического диссидента, подобные речи вполне обычны. Его кум Войислав Шешель, видимо, не зря характеризовал его весьма неприличными словами.
Что же касается Шешелевой СРС, в ней также не в восторге от новой власти. Заместитель председателя СРС Неманья Шарович заметил, что это коалиционное правительство не будет основано на каком-либо принципе или программе. Но что ещё остаётся сербским радикалам, которые без Шешеля и Николича не имеют достаточно ярких личностей, чтобы даже пройти в парламент? Конечно, здесь играет роль и обида радикалов на Дачича и, в особенности, на Николича, перетащившего в свою СНС значительную часть актива СРС.
Жёсткие высказывания предсказуемо пришли из Боснии и Герцеговины. Амир Зукич из исламистской Партии демократического действия (СДА), лидером которой был некогда Алия Изетбегович, выразил глубокую обеспокоенность и, по сути, обвинил СНС и СПС в "национализме" и в том, что они проистекают из политики Шешеля и Милошевича, "которая закончилась в Гааге". Кто бы говорил, если всё руководство СДА времён Изетбеговича осталось на свободе только по большому недоразумению, а точнее по политической воле стоящих за ним американцев!
Зато из Республики Сербской, от её президента Милорада Додика, новому правительству выражена глубокая солидарность и надежда на ещё более тесное сотрудничество.
Любопытно было послушать и новоиспечённого председателя ХДЗ Томислава Карамарко, который вдруг заговорил о "фашизме" в Сербии во времена Милошевича. Тут не лишним будет напомнить, что сам Карамарко в недавнюю бытность министром внутренних дел Хорватии в правительстве Ядранки Косор, чтобы отобрать партийное лидерство у последней и заручиться поддержкой националистической части электората ХДЗ, затеял кампанию против бывших партизан по обвинению в военных преступлениях, совершённых во время и после Второй мировой войны. Причём уголовные дела возбуждались не просто против бывших членов ХДЗ, а против ближайших соратников Франьо Туджмана, стоявших вместе с ним у истоков не только самой ХДЗ, но и всей хорватской государственности, ведь новая независимая Хорватия была сформирована бывшими коммунистами и партизанами. С другой стороны, при президентстве Месича сей любопытный персонаж, вставший ныне у руля партии Туджмана, сыграл не самую лицеприятную роль в деле о выдаче хорватских генералов на расправу злобной Карле. Так что, учитывая, как стремительно меняются взгляды Карамарко в зависимости от изменения политической ситуации, он вполне мог бы и сам стать членом СПС, живи он в Сербии…
Запад на кандидатуру Дачича и на коалицию бывших милошевичевцев с бывшими радикалами реагирует осторожно, но в целом высказывает поддержку Николичу. Похоже, Тадич западным политикам изрядно поднадоел из-за его метаний между Западом и Россией. В конце концов, Тадич далеко не Тито и даже не Милошевич - от него ожидали несколько иной политики, и, возможно, мы уже имеем дело с политическим трупом в его лице.
Николич же пока что является главным победителем во всей этой ситуации. Он не только стал президентом, но и переиграл Тадича с формированием правительства. Николич обещает не сворачивать с европейского пути, хотя прекрасно понимает, что у ЕС и без Сербии проблем предостаточно и её там никто не ждёт, а следовательно, торопиться туда вовсе не обязательно. Европу такая диспозиция тоже вполне устраивает - это ведь несколько иное, нежели продолжать морочить голову Тадичу и не получать от него желаемого результата.
У Николича простор для маневра куда более широкий. Перед выборами он обещал первой посетить Ангелу Меркль, но первый свой визит нанёс в Россию, и сразу получил от В.В.Путина 800 миллионов. Тадич же за всё время своего правления от России ухватил лишь 200 миллионов.
Впрочем, экономическая и политическая ситуация в Сербии столь тяжёлая, что новому правительству (да и президенту тоже) не позавидуешь - проблемы придётся решать порой неразрешимые, а результата изрядно обнищавшее население будет требовать. И к чему это всё приведёт, пока предсказать вряд ли представляется возможным. В любом случае, доверия к Дачичу не может быть никакого, но это всё же лучше, чем Тадич, уже успевший отдать Сербию на откуп Турции...
Расклад, при котором в Сербии Николич - президент, а Дачич - премьер, для России в настоящий момент достаточно выгоден, остаётся только эту выгоду извлечь, а не, как обычно, профукать всё, что только можно…

Борис Тадич, Хорватия, Томислав Николич, Вук Драшкович, Войислав Коштуница, Республика Сербская, Сербия, Слободан Милошевич, ХДЗ, Сербская радикальная партия, ДСС, СНС, Войислав Шешель, СДА, ДС, Босния и Герцеговина, Милорад Додик, ЕС, Томислав Карамарко, Ивица Дачич, СПС

Previous post Next post
Up