Ранний подъём в Комо не доставил особых неудобств. Организм понял, что сейчас время отпуска, и поэтому особо не сопротивлялся утреннему будильнику. Как всегда огорчил итальянский завтрак - ну вот не принято у людей с утра плотно покушать, и гостям своим они этого тоже не предлагают. Зато пяток разных вкуснейших десертов для каппучино были в наличии. Но мне на этом целый день пробегать будет явно тяжело.
Сдаю номер, прыгаю в машину, отмечая про себя, что вчерашнее автонедоразумение куда-то уехало - видать, ему таки помогли «растолкаться», и выезжаю из города. Граница со Швейцарией через 10 минут, и там херр полицай махнул рукой и предложил немного потолковать. «Дойч, Италиан?» «Сорри, онли инглиш». Уточнив, куда я следую, да сколько у меня с собой наличных денег (кругом висели плакаты о том, что сумму больше 10к евро надо декларировать), мне любезно позволили ехать дальше. Закрыв окно и заруливая на заправку, я порадовался, что по мне совсем не видно, откуда я. Иначе, вероятно, вопросов было бы гораздо больше.
Машина легла на обратный курс в Швейцарию, но я не стал снова штурмовать уже пройденный вчера перевал, а свернул на другой - Сен-Готард. Я уже проезжал через него в далёком 2017 году, и меня поразил длинный семнадцатикилометровый прямой тоннель, где температура за бортом поднималась до сорока градусов. В этот раз я снова выбрал именно его (оставив альтернативный «серпантин» для мотопутешествия). Перебравшись через гору, я довольно быстро свернул в сторону Берна, и попал на приятную видовую дорогу со множеством поворотов.
Я несколько раз останавливался просто полюбоваться природой и сделать фото. Мимо пролетали мотоциклисты, часто встречались велосипедисты на шоссерах (не понимаю, как им не влом столько крутить в горку?). Дорога состояла из кучи шпилек, поворотов и небольших туннелей, и достаточно быстро собрался небольшой паровозик из спорткаров, возглавляемый какой-то экспедицией на малокубатурных скутерах - обгонять даже скутер в условиях ограниченной видимости было непросто. Даже парочка реверсивных светофоров не испортили водительского удовольствия, и к своей промежуточной цели я подъезжал изрядно накатавшимся.
Рейхенбахский водопад - это не то место, которое можно пропустить оказавшись рядом со швейцарской Долиной Водопадов. Я кинул тачку у подножия горы и сел на фуникулёр, доставляющий туристов поближе к водопаду. От верхней точки фуникулёра надо ещё прилично идти пешком, и с каждым шагом будет всё больше и больше открываться величественность этого природного сооружения.
Поражает, конечно, высота. Стоя рядом с падающим куда-то далеко-далеко потоком воды, сразу понимаешь, почему Артур Конан-Дойль выбрал именно это место для того, чтобы поставить точку в истории своего самого популярного персонажа. Ощущаешь под собой бездну, а где-то вдалеке, словно в другом мире - альпийские деревеньки, являющиеся лишь декорацией для мощнейшего потока, пробившего себе путь сквозь скалы.
Обратный спуск был под впечатлением от увиденного, и вряд ли когда-то я видел что-то настолько величественное. Ни одна фотография не может передать масштаб, особенно когда стоишь рядом с ревущим потоком.
Впрочем, пора было двигаться дальше. До Лаутербрюнена я добрался за полчаса неспешной езды по равнинной части Швейцарии. На вокзале я оставил авто в паркинге, и долго не мог понять что же так сильно шумит. Дошло, только выглянув наружу - местная горная река катилась по камням с очень громким «голосом». Но прогулки вдоль неё меня не особо интересовали.
Пройдя через вокзал с поездами с зубчатым рельсом (читал о таких в Юном Технике, но увидел впервые именно тут), я взял себе билеты на всю небольшую экспедицию до конца дня. Пункт первый - подняться на канатной дороге в деревушку верху. Сказано - сделано. Боюсь канаток до ужаса, особенно когда они возносят тебя почти на тысячу метров вверх так, что уши закладывают. К счастью, эта канатка делает это очень быстро и особо испугаться я не успел.
Пункт два - наиболее удивительный. Оказывается, из деревушки на вершине горы до нужного мне места ходит поезд! Можно просто сесть в него, и любоваться в окне видами, идеально подошедшими бы в качестве Wallpaper для моего компьютера.
Поезд со странно читающимися в современном мире буквами BLM на борту проезжает через деревеньку с забавным названием Winteregg, а затем прибывает в Мюррен. Вся поездка длится минут двадцать, и тут лучше не отлипать от окон - дабы запечатлеть в голове максимально возможное количество красивых горных пейзажей, медленно сменяющихся под стук колёс.
Следующий пункт - подъём на Allmendhubel. Тут снова можно сесть на не страшный фуникулёр, и добраться до высоты 1907 метр дабы оглядеться и отдохнуть.
Местечко оказалось очень приятным. Была и отличная детская площадка, где устроили и подземную пещеру, и лабиринт из периодически включающихся водяных струй, и отличные лежаки с видом на долину. Были и пасущиеся коровы, звенящие своими колокольчиками словно в рекламе молочного швейцарского шоколада.
Был рокотавший вдали вертолёт, завозивший на соседнюю гору стройматериалы. И был ресторан, где за десять франков мне предложили бутер с колбасой и горчицей. Но так как бутер с колбасой и горчицей не может стоить десять франков, а сэндвич из свежего деревенского хлеба с салями и мустардом - может, пришлось жевать и не выпендриваться.
Остался самый сложный пункт - спуститься обратно и вернуться к машине. С фуникулёром проблем не было, а вот станция канатной дороги заставила задуматься - на её крыше сидел мужик, и чем-то стучал по одной из катушек натяжения тросов. К счастью, это оказался процесс строительства новой ветки. И ещё два путешествия вниз я сделал без всяких затруднений. Хотя крайне тяжело было сохранить самообладание в момент «переваливания» кабинкой очередной опоры, в то время, когда под тобой на пару километров вниз разевается каменистое ущелье. Брррр.
Внизу меня словно на заказ ждал готовый сражу же отправиться местный автобус, куда пустили по заранее оплаченному билету. На нём я и доехал обратно в Лаутербрюннен. Если кто-то очутится в этих местах - крайне рекомендую мой маршрут. Потраченные на подъёмники деньги того стоят. Только покушать лучше взять с собой.
День потихонечку завершался, и я снова проходил километры швейцарских автомагистралей (насколько их можно в этом регионе так называть - количество полос редко превышало «полторы», и часто приходилось ползти по горной дороге за медленными автобусами). Ещё до захода солнца я приехал в свой следующий город для ночёвки - в Люцерн.