Получение двухколёсных прав хоть и сильно затянулось, но откладывать начало сезона до следующего года мне показалось совсем плохой идеей. Был шанс растерять тот минимум навыков, который удалось приобрести за все мои страдания с паном Миланом. Осталось выбрать технику под свои задачи, а это весьма непростой процесс.
Не хотелось брать сразу что-то новое. По множеству пунктов. И по стоимости, и по необходимости в обязательном порядке докупать и устанавливать некоторые опции, и по оценке рисков минимум пару раз по неосторожности уронить «железного коня». Не хотелось и брать что-то старое. Я не про карбюраторные древности без ABS - их уж точно не стоит брать новичкам, но первое время я бы предпочёл обойтись без внеплановых визитов на сервис. А самое главное, что совсем не было понимания, чего именно я хочу получить от мотоцикла.
Такая "Ява" была у тестя моего соседа по даче. Каждый раз когда он приезжал в гости, мы с соседскими пацанами разглядывали это чудо инопланетной техники. Восхищаясь циферками на спидометре и четырьмя контрольными лампочками между "колодцев".
Имена Laurin&Klement теперь красуются на топовых комплектациях Шкод. А раньше они начинали с вот таких вот аппаратов.
Взять ЛИТОР что-то дорогое и мощное, но потом сразу убиться на нём понять, что хочется совсем другой класс - обидно. Купить изначально что-то малокубатурное - уже лучше, но откуда тогда возьмётся опыт управления «большим» мотоциклом? Учился я на вполне «взрослом» Honda CB600, и когда дополнительно организовал себе пару занятий с другим инструктором на маленьком YBR125, ощутил огромную разницу как от принципов работы с газом (мощность всё-таки на порядок меньше), так и от разницы масс.
По итогу этих раздумий я решил, что мне требуется среднекубатурный универсальный аппарат, максимально дружественный к новичку и относительно бюджетный. Эдакий кроссовер в мире мотоциклов. После которого можно будет (при возникновении желания) уже сдвинуться в сторону того или иного класса. Мотопроизводители прекрасно понимают желание потребителя, и по примеру своих «старших» коллег, наводнивших рынок тигуанами, RAV4, CX-5, X3 и прочими народными автомобилями, создали аналогичный класс мото. Одновременно хороший и плохой во всём сразу.
Вид с башни замка в Крживоклате.
Осталось определиться с конкретной моделью, перелопачивая тонны отзывов и видео владельцев и ориентируясь на местный рынок. Премиальные аппараты типа BMW F850GS не пролезали в мой скромный бюджет, да и были слишком мощными для меня. Кроссовер Versys 650 от Кавасаки хоть и продавался в том числе и в моём любимом кислотно-зелёном цвете, но тоже стоил дороговато, а нормального экземпляра в продаже не наблюдалось. А вот вариант от Хонды мне сильно приглянулся очень давно, ещё когда я увидел его живьём на улице. И именно на нём я и остановил свой выбор.
Honda NC750X, один из самых попсовых мотоциклов с бешенными цифрами продаж в Европе. Большинство недостатков в моём случае можно считать достоинством. Малая мощность? Меньше шансов себя случайно убить, слишком резко открутив ручку газа. Неэксклюзивность? Лучше развит рынок вторички и проще будет как купить мото, так и в случае необходимости быстро продать. Автомобильный характер двигателя с красной зоной уже с семи тысяч оборотов? Реже надо будет переключаться. Я ограничил себя 2016+ годом (потому что в этот момент произошёл лёгкий рестайлинг, где модель сделали не только чуть более симпатичной на мой взгляд, но и добавили туда современный диодный свет и новую цветную приборную панель). Осталось лишь найти подходящий вариант.
Найти его и приобрести оказалось делом довольно простым. А вот поставить на учёт при отсутствии на руках вида на жительство у меня так и не вышло. Всё так удачно совпало, что именно в этот момент у старой карточки кончился срок действия и её у меня забрали, а новую ещё не выдали. Заодно узнал в деталях процесс переоформления автомобилей и мотоциклов. Оказывается, вовсе не обязательно загружать этой сложной операцией сотрудников полиции, отвлекая их от более важных задач типа наказания паркующихся на тротуарах или поимки велосипедных воров из Румынии. Сверка номеров проводится в любом специальном авторизованном автосервисе (примерно как у нас проходит техосмотр), а затем с полученным протоколом осмотра и местными аналогами ПТС/СТС надо обратиться в магистрат. Там тётушки за пять минут внесут отметки в ПТС, и распечатают новую карточку СТС. Перед этим, правда, придётся часок посидеть в очереди (если не нашлось времени записаться в магистрат за две недели через жалкое подобие pgu.mos.ru).
Конечно, сильно подвела погода - сразу после завершения всех процедур в Чехии кончилось лето и начались осенние дожди. Но всё равно удалось поймать пару солнечных выходных и немного покататься по пригородам. Местные дороги словно созданы для этого. Большинство трасс, соединяющих небольшие городки и деревни между собой, имеют слабый трафик и проходят по живописным местам. Достаточно в навигаторе поставить галку “Avoid highways”, и красивый маршрут до очередного уютного городка будет гарантирован. В России обычно до последнего стараются расширить существующее шоссе, и только если обочина уже переходит в фасады домов, то строят параллельно новый скоростной объездной участок. А тут новые скоростные магистрали с основным потоком машин идут в стороне, а местная дорожная сеть сохранена двухполосной и идеально подходит для катания. Чему несказанно радуются все двухколёсные.
Скоро осень окончательно заявит о своих правах, но я уже успел сделать пару небольших трипов, заглянув мимоходом в музей с собранием шедевров местного мотопрома. Получилось и потихонечку привыкнуть к мотоциклу, и на собственном опыте понять некоторые особенности эксплуатации. Например, теперь я твёрдо усвоил, что задней передачи у большинства мотоциклов нет, а парковаться лучше на ровной поверхности (или хотя бы передом в горку). Потому что с моими 65 килограммами откатить обратно с обочины на дорогу 220 килограмм мотоцикла заняло пятнадцать минут сильных страданий. Хотя всё равно чувствую, что когда-нибудь я по неопытности или нехватке сил не смогу удержать столь тяжёлую для меня технику. Как люди схожей комплекции справляются с более тяжёлыми агрегатами - для меня всё ещё остаётся загадкой. Но меня всегда радует учиться чему-то новому.