Взаимоотношения программистов-айтишников с кофейными (или чайными) кружками всегда непростые. На эту тему ходит множество анекдотов и шуток: кто-то предлагает считать админа «настоящим», если в его кружке можно заварить чай без пакетика, просто налив туда кипятка. А кто-то по уровню следов кофе на стенках кружки тимлида отслеживает релизный цикл продукта.
Бороться с этим, наверное, бессмысленно. Сам одно время не слишком заморачивался: ведь если регулярно насыпать в кружку растворимого «Нескафе», и заливать водичкой из чайника, то на первый взгляд абсолютно невозможно понять, когда последний раз кружка посещала раковину - главное не оставлять недопитый кофе на ночь, и всё будет тип-топ. Но у офис-менеджеров имелись другие взгляды на данную проблему. Ведь иногда по нашим кабинетам водят делегации из других стран, демонстрируя им R&D центр крупной международной компании. А изредка (хорошо, если заранее предупредив) к программистам на десять минут может заглянуть аж целая съёмочная группа, готовящая короткий фильм о внутренней жизни организации. Грязные кружки явно не вписывались в картину идеального офиса дружной команды. Уборщицам были даны распоряжения вечерами собирать кружки и стаканы со столов, и мыть в посудомоечной машине.
Счастье было недолгим. Кружки стали пропадать. Сначала они обнаруживались в шкафах на других кухнях (кроме «основной» в офисе есть ещё несколько). Потом где-то в подсобных помещениях. А через пару недель найти после обеда на кухне свободную кружку, чтоб налить себе кофе, стало невыполнимой задачей. Люди стали прятать кружки на ночь в ящики столов, что рушило всю исходную идею. Дополнительные инструкции уборщицам не помогали. После того, как несколько разработчиков устроили скандалы из-за пропавших любимых кружек, привезённых с каких-то очень памятных конференций, офис-менеджеры были вынуждены расторгнуть договор с клининговой компанией.
В качестве временного решения закупили стеклянные «икеевские» стаканы, которых всегда было в достатке на кухне. А через некоторое время в офисе появились новые уборщицы, по которым можно было сверять часы. Ровно в семнадцать ноль ноль по местному времени они начинали обход рабочих кабинетов. Стучались, спрашивали у ребят «хлопчики, кружки есть?», и относили в мойку только то, что было передано им лично в руки. Всё потихонечку налаживалось. Были небольшие проблемы с трескавшимися прямо в руках стеклянными стаканами из бракованной партии, но это лишь ускорило процесс перехода на так любимые всеми кружки. В этот раз - фирменные, с логотипом компании.
Беда пришла откуда не ждали. Однажды днём по офисной рассылке всем свалилось письмо, в котором сообщалось, что в одном из офисов организации человек переболел вирусной инфекцией. И что есть причина полагать, что заражение произошло через офисную посуду. В связи с этим никаких кружек теперь больше не будет, и если кто-то хочет пить чай или кофе, то к его услугам теперь есть одноразовые картонные стаканчики и одноразовые же приборы.
Многих такое оскорбило до глубины души. Особенно после всех страданий, через которые люди прошли со своими кружками. Небольшая инициативная группа попыталась высказать своё возмущение непосредственно офис-менеджерам, но это не помогло. Тогда была развёрнута целая агитационная кампания.
В почту стали приходить подборки материалов с данными научных исследований о вероятности заражения через бытовые предметы, а так же статьи о страшном вреде, который наносит экологической ситуации на планете одноразовая посуда. В коридорах и на кухнях проводились беседы о том, что каждый должен иметь право свободно выбирать из чего ему пить свой любимый напиток. У кофе-машины появился плакат Греты Тунберг, укоризненно смотрящий на стаканчики и пластиковые вилки. В общем чате кто-то жаловался на заусенцы, появившиеся от деревянных ложечек. А в финале кампании всем пришла ссылка на форму, где каждому предлагалось подписаться под принятием всех рисков, связанных с использованием обычной посуды, и под просьбой вернуть нам кружки назад.
Так как форму делали программисты (а не офис-менеджеры), то ответы автоматически принимались под доменной учётной записью (не надо было ни вводить своё ФИО, ни тем более куда-то идти и подписывать какую-то бумажку - ведь для среднего программиста порой и двадцать метров до соседней комнаты пройти слишком сложно, тем более ради каких-то подписей). Через три дня сто процентов работников были опрошены, и 99% из них полностью поддержали все инициативы. Результаты были направлены руководству компании, и через неделю были утверждены «сверху» и приведены в жизнь.
Свобода и демократия восторжествовали, так что теперь мы снова каждый день сверяем часы по фразе «Хлопчики, кружки есть?». Грета ушла из нашей кухни (оставив на память упаковку с одноразовыми стаканчиками для тех, кто всё-таки предпочитает не рисковать). А в коллективе (на некоторое время) воцарились мир и покой.