Казнь в мешке.

May 30, 2015 12:04




Одна из самых древних публичных казней заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеёй, обезьяной, петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоёме. В Древнем Риме она называлась Poena cullei, что в переводе с латыни означает «казнь в мешке». Обычно такое наказание применялась за убийство родственников, прежде всего - отца (parricidium) и носило сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei, уподоблялся соответствующим животным. По свидетельству Цицерона, такому же наказанию подвергались и святотатцы («Кто украдёт или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет „паррицидой“»).

С принятием христианства Римской империей данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами Константина Великого, хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц. Poena cullei сохранялась и в Византии, в частности, она предусматривается Сводом Юстиниана. При этом в Дигестах уточнялись некоторые процедурные особенности приведения данной казни в исполнение: казнимого предварительно били палкой, а бросанию в море в мешке с животными он подлежал только в том случае, если море находилось поблизости; если же моря рядом не было, преступника отдавали на растерзание диким зверям.
Так, во французском своде обычного права «Livres de Jostice et de Plet» (1260 г.), созданном на основе Дигест Юстиниана, говорится о «казни в мешке» с петухом, собакой и змеёй (обезьяна не упомянута, видимо, по причинам редкости этого животного для средневековой Европы).
Средневековые глоссаторы, комментируя соответствующие положения римского права, так объясняли символизм poena cullei:
Собака означает, что преступник не относился с должным уважением к своим родителям (поскольку собака бывает слепа первые девять дней своей жизни);
Петух означает само преступление;
Змея означает горе родителей казнимого;
Обезьяна символизирует самого преступника (внешнее сходство с человеком, но отсутствие права называться человеком в силу чудовищности совершённого преступления).
Собака приобретала дополнительное символическое значение именно в контексте «еврейской казни», поскольку как в иудейской, так и в христианской традициях собака рассматривалась как нечистое животное, олицетворявшее грех зависти.Кроме того, собака (наряду с ослом, кошкой, свиньёй и некоторыми другими животными) включалась средневековыми теологами в т. н. «Дьявольский бестиарий», то есть перечень живых существ, являющихся помощниками Дьявола в земном мире.
Несколько позже казнь, основанная на poena cullei, появилась и в Германии, где применялась в виде повешения преступника (вора) вверх ногами (иногда подвешивание осуществлялось за одну ногу) вместе (на одной виселице) с собакой (либо двумя собаками, повешенными справа и слева от казнимого). Данная казнь получила название «еврейской казни», поскольку со временем стала применяться исключительно к преступникам-евреям (к христианам применялась в редчайших случаях в XVI-XVII вв.). «Еврейская казнь» применялась в Германии вплоть до Нового времени. При этом еврей, приговорённый к данному виду наказания, мог его избежать, приняв христианство. В таком случае его либо миловали, либо заменяли мучительную «еврейскую казнь» отрубанием головы.

Из французской хроники аббата Сугерия "Жизнь Людовика Толстого" описание казни в XII веке:"Его повесили на виселице вместе с собакой и когда собаку стали бить, то она излила свою ярость на Бертольда и обголодала все его лицо и, страшно вспомнить, покрыла все его тело своими экскрементами. Так еще больший негодяй, чем самый большой негодяй из всех людей окончил свою ничкемную жизнь в вечной смерти"...

Древний Рим

Previous post Next post
Up