Тем, кто не следил за серией публикаций
"Корабли
постоят…", рекомендуется сначала прочитать
Главу
1. «Clyde Ore»
«То, что один человек спрятал, другой всегда
может найти.»
Р.Шекли
Пояснение
Необходимое. Летом 2015-го года bigphils преподнёс Visitor-у приятный
сюрприз и урок.
Сюрпризом была публикация частей
Корабли постоят и ложатся на курс. Глава 1. «Clyde Ore»
и последующих, выложенных в своё время на Большом Форуме в порядке, так
сказать, дискуссии.
Эта же публикация стала и уроком - оные части уже давно исчезли в завалах
форума и ноутбука (вместе с ноутбуком) и только благодаря Большому Филу…
Тут никаких слов благодарности bigphils-у за потраченное время и труд не
хватит, но Visitor всё-таки попытался написать «комментарий» с
многочисленными «большими спасибо» и дополнительной информацией. Попытка,
как и следовало ожидать, вышла неудачной из-за обилия печатных знаков,
поэтому благодарность была выражена в личном послании, а к «комментарию»
было добавлено «год спустя». Потом было добавлено «два года спустя», потом
«три года спустя», потом уже реально замаячило «посмертно спустя» и
Visitor нагло попросил bigphils-а как-то тот «комментарий» опубликовать в
урезанном виде.
И bigphils любезно согласился, за что ему опять-таки «большое спасибо». А
«урезаность» заключалась в урезании эпизодов с АПЛ К-8, ибо тот
«комментарий» ей родимой и предназначался. Оставлено только то, что так
или иначе переплеталось с пусками Сатурн-Аполлон и Лунным обманом США.
И ещё - ни к каким встреченным в тексте глупостям bigphils не имеет,
натюрлих, абсолютно никакого отношения.
Поехали…
Корабли постоят и ложатся на курс.
Часть 1-1. «Clyde Ore»
Французский журнал Guerres & Histoire №18 (Avril
2014) к очередной круглой годовщине (44-летию) опубликовал exclusif
с капитаном первого ранга Каширским В.А., мичманом Посохиным С.А. и
старшим матросом Пронузой В.Н. Бывших в апреле 1970-го на борту АПЛ К-8 в
этих званиях и, соответственно, на должностях: заместителя командира 17-й
ДиПЛ СФ, старшины команды электриков штурманских и машиниста систем
охлаждения.
[1]
Среди прочих вопросов был у Яши Мак-Лаши и вопрос о канадском
сухогрузе.
В. Каширский: Канадское грузовое судно, порт приписки Торонто,
действительно появилось. Поначалу Бессонов и я колебались с ним
связываться, но Арго Виль (зам. нач. особого отдела дивизии) дал на
это разрешение. Мы всего лишь хотели попросить использовать их
средства радиосвязи для сообщения в Москву об аварии. Канадское судно
приблизилось к нам (менее 1000 м, согласно вахтенному журналу - прим.
редакции), обошло лодку и удалилось. Однако оно проинформировало
Вашингтон, т. к. над нами появились американские самолёты «Орион». Если
бы канадцы оказали нам помощь, то ситуация была бы совсем другой,
чем та, что сложилась на следующий день к приходу болгарского судна.
За это время огонь уничтожил лодку…
В этом ответе есть кое-что новое, ранее не встречавшееся - порт
приписки Торонто. И хотя остальной народ дружно глазел то ли на Montreal,
то ли на Monrovia, тут ничего удивительного нет - начальству,
как известно, виднее. Удивительно другое - это le journal de bord.
Блин!!! Это ж где лягушатники вахтенный журнал К-8 откопали! Он же ж как
бэ утонул! Или как?
А Яша-полиглот дальше Каширского терзает:
- А вот Владимир Белик (в то время капитан-лейтенант -
возглавлял группу контрольно-измерительных приборов и автоматики) заявил,
что когда вы увидели, что судно канадское, то даже не пытались
запросить помощь.
- Брешет! - отвечает Каширский - Белик не входил в состав
командования и не мог всего знать.
У Шигина же (стр.350)
[2]
И тут начальству виднее - каплей Белик, видимо, не мог всего знать за
комсоставовские методы à l’Аль-Капоне. Но он мог бы и сам догадаться,
что уж ежели с отделением автоматчиков у канадцев связь не выпросили, то
как бы они только за одно доброе s'il vous plaît-please-пожалуйста дали
их средства радиосвязи… Да ещё и прямо в Вашингтон настучали, ябеды.
Этими же средствами.
А жабоеды, потрясённые душераздирающим рассказом капраза, всей
редакцией порешили таки разузнать - да что ж это за канадское судно
такое сволочное. Что из-за него, падлы, АПЛ сгорела.
И разузнали! И нашли! Нашли тот самый Clyde Ore!!! Притом
нашли легко! С помощью воскресшего всё-таки le livre de bord du К-8!
Послесловие редакции журнала.
…
Кроме того странного происхождения двойного смертельного короткого
замыкания, идентификация канадского сухогруза, «отказавшего» в помощи,
что непростительно на море, тоже остаётся загадочной. Согласно
вахтенному журналу K-8, восстановленному после кораблекрушения, речь
идёт о Clyde Ore. Однако этот балкер, построенный в Гамбурге в
1960 году, ходил под американским флагом в 1970-м. Восемь судов были
построены этого типа, три из которых действительно оказались в Канаде
в 1976-м. Не является ли это конфузом? Кроме того, офицеры K-8 (у
которых Каширский был старшим) действительно ли обращались за помощью
к этому судну? Слова некоторых из наших свидетелей позволяют в этом
усомниться.
…
Молодцы д’артаньянцы! Хотя и не совсем. Американского флага на Clyde
Ore отродясь не бывало. Хотя, конечно, флаги Либерии и США сильно
схожие… А то, что действительно оказались в Канаде…, порт приписки
Торонто…
Да, действительно, The Ems Ore, with her sister-ships Rhine
Ore and Ruhr Ore were acquired by Hall Corporation
Shipping Ltd., Montreal, QC in 1976 to carry Labrador ore from Gulf of
St. Lawrence ports to the steel mills in Hamilton, ON.
И пошли, после переделки до неузнаваемости, бороздить три эти балкера
великие просторы Великих озёр (Category: Great Lakes Bulkers) с новыми
именами Montcliffe Hall, Steelcliffe Hall и Cartiercliffe
Hall соответственно, и портом приписки Montreal. А в 1988-м году
перекочевали первые два в N.M. Paterson & Sons Ltd. Marine Division
под именами Cartierdoc и Windoc и портом приписки
Thunder Bay. В 2002-м Cartierdoc был продан Canada Steamship
Lines под V. Ships Canada Inc., Montreal, QC management, где получил
новое имя Cedarglen, старый порт Montreal, и благополучно continues
to sail as an active vessel.
Меньше повезло Windoc. После знаменитого Windoc Bridge Accident
судно в 2002-м было отбуксировано в Монреаль новому владельцу Le Groupe
Ocean, а затем перепродано в 2006-м Algoma Central Corp. of St.
Catharines, ON and Upper Lakes Group, Inc. of Toronto, ON с какими-то
планами на переделки в баржу.
[3] А вот судьба изначального Ruhr Ore оказалась куда интересней.
Canada Steamship Lines, купившая Cartiercliffe Hall в 1988-м
переименовала его в Winnipeg, с новым портом приписки Toronto,
а затем the bulker entered service for new owners Algoma Central
Marine Group с именем Algontario. И с тем же портом
Toronto. А в мае 2011-го на корпусе балкера и вовсе удалили все буковки
и отправили буксирами на металобрухт to Aliaga, Turkey.
[4] Так что осталось канадское грузовое судно, порт приписки Торонто,
только в памяти капраза Каширского, да тех, кто эту историю сочинял. А
вот записали бы Ruhr Ore в тот непотопляемый вахтенный журнал и
за faux Каширского было бы не так стыдно. Если, конечно, ещё и
про 1976-й год забыть и что пароходы озёрными стали.
[5]
А что же Clyde Ore?
Бывший ст. матрос Пронуза в интервью шотландцу Яше не сказал того, что
чуть позже он сообщил «Гомельскай праўдзе»:
Кстати, судьба этого канадского сухогруза, насколько мне
известно, потом сложилась не очень удачно. Владельцы поменяли его
название и попытались продать, но безуспешно. Никто не хотел
иметь с этим кораблём дела. В итоге он пошёл на металлолом.
Информацию за судьбу этого канадского сухогруза Пронуза
подцепил явно в том же самом месте, где и капраз Каширский подцепил за
Торонто -…в Санкт-Петербурге есть клуб моряков-подводников, и мы
встречаемся ежегодно.
[6]
CLYDE ORE arriving off Eston Jetty, River Tees,
circa August 1965
Seen as the GARDEN SATURN
Однако несчастные владельцы в 1972-м таки всучили рудовоз грекам,
которые, вероятно, за подлость канадскую не слыхивали, и те три года
возили на Clyde Ore свой флаг, не меняя названия, а потом и сами
продали балкер в 1975-м. Новые хозяева дали судну новое имя Garden
Saturn, вернули либерийское подданство и в июне 1978-го не очень
удачно сломали главный винтопрульный агрегат - single B&W model
7-74VTBF-160 two stroke cycle, 8,750 b.h.p. (6,436 kW) diesel engine.
И как-то так не очень удачно, что 20.07.78 пришлось в итоге сломать
заодно и весь балкер.
Disposal Data: BU Gandia 20.7.78 [Hierros Ardes] - engine damage 6.78.
[7]
Такая вот обычная, в общем-то, жизнь и смерть обычного морского
трудяги.
S'agit-il d’une confusion? - вопрошают за конфуз с рудовозом
непонятно кого потомки парижских коммунаров. Та не-е…
C'est pire qu'un crime, c'est une faute («Это хуже чем преступление,
это ошибка») - говаривал некий исторический персонаж наполеоновских
времён.
Кстати, у более раннего, так сказать, Шигина есть такие «безошибочные»
строки, совсем без кленовых мореходов:
Лодка медленно раскачивалась на пологой атлантической волне. Море
было пустынным. Лишь спустя тридцать (!) часов терпящих
бедствие моряков случайно обнаружил болгарский теплоход "Авиор".
[8] Только спустя 30 часов терпящая бедствие лодка была
обнаружена болгарским транспортом «Авиор». Затем к К-8 подошёл РЗК
«Харитон Лаптев». (35-летие подвига К-8, стр. 88-89. «К
100-летию подводных сил»)
Так может, оно так и было? Опять та не-е… Оно ж ведь вон столько людей
утверждает, что таки видели того «канадца».
[9] Ну а если видели, то почему в живых остались? Почему этот «Clyvde
Ore» не таранил АПЛ К-8?
Продолжение следует…
[1]
↑ http://guerreshistoire.science-et-vie.com/votre-magazine/guerres-et-histoire-n18-687 [2]
↑ Шигин В.В. «Спасите наши души!» Неизвестные
страницы истории советского ВМФ. - М. Вече, 2010. 400 с. - (Морская
летопись).
[3]
↑ Windoc Bridge Accident (YouTube),
http://www.boatnerd.com/windoc/ [4]
↑ По материалам сайта
http://www.boatnerd.com [5]
↑ Что касается «восстановленного вахтенного
журнала» АПЛ К-8, то его называть «вахтенным журналом» можно только в
кавычках. Речь идёт, скорей всего, о публикации Вячеслава Кочерова
«Командир оставался на мостике» в газете «Вечерняя Москва» от 17.10. 95
Сегодня мы знаем о трагедии до мельчайших подробностей благодаря
вахтенному журналу, который вёл помощник командира капитан 3-го
ранга Олег Фалеев (нынче вице-адмирал Фалеев - командующий
Тихоокеанским флотом). Этот вахтенный журнал никогда прежде не
публиковался…
И позже тоже не очень… Но французам хватило ума его хоть «восстановленным»
назвать, а по Кочерову получается, что Фалеев вахтенный журнал
(секретнейший документ!!!) с тонущей лодки спёр, перепрятывал его 25
лет, и уже потом, уже только будучи начальником штаба ТОФ (командующим
Тихоокеанским флотом он никогда не был), открылся ни с того ни с сего
«Вечерней Москве»… И ноги ни к чему не причастного Clyde Ore,
похоже, из того же «журнала» и растут:
14.15. На горизонте по ИП-250 (истинному пеленгу) обнаружено
судно. Командир ПЛ, посоветовавшись с капитаном 1-го ранга
Каширским, решил воспользоваться радиостанцией проходящего судна для
передачи сигнала об аварии. Для привлечения внимания решил дать 5
красных ракет.
14.45. Иностранное судно «CLYVDE ORE» подошло на дистанцию 15
кабельтовых.
15.00. Судно описало циркуляцию вокруг ПЛ в удалении 4-5 кабельтовых
и стало удаляться. Попытки установить связь зрительными средствами
окончились неудачей. На сигнал по МСС (международному своду
сигналов) «L» (прошу остановить судно, у меня есть важное сообщение)
капитан судна не отреагировал.
16.00. Судно скрылось за горизонтом.
http://gremih.ru/publikacii/280-komandir-ostavalsj-na-mostike.html [6]
↑ http://odsgomel.org/rus/article/society/54329/ [7]
↑ http://7seasvessels.com/clyde-ore-1960-imo-5076420/
(недоступен)
[8]
↑ «Голос» № 17, 2 мая 1995 года. «Не знает мир
спасённый…» [9]
↑ Корабли постоят и ложатся на курс. Глава 1. «Clyde
Ore»