Немного книжного из 2021 года.

Jan 17, 2022 23:58

Перед самым Новым Годом я получил пару книжных заказов, которые сделал еще в ноябре. Первым был дошедший по почте календарь от Valdemar Kazak. Я покупаю эти календари уже третий год и буду делать это и впредь, пока художник станет продолжать свой проект. Великолепные, фантасмагорические арты - двенадцать по числу месяцев - отличная печать и традиционная открытка с каждым календарем - словом, все, как всегда. Хотя нет, вру, в этот раз поразила свой красотой еще и обложка с геометрическим металлическим узором - синим на синем. Прекрасный арт-объект с автографом художника. Не знаю, доживу ли я до дня, когда он станет библиографической редкостью, но уже сейчас выглядит сногсшибательно:







Буквально накануне отъезда я встретился со своим дорогим другом Александром. Александр ненадолго заехал в Россию по научным и личным делам и, помимо прочего, привез мне заказанные книги - естественно, связанные с историей Старого Запада. В этот раз это были книги по изобразительному искусству. Первая группа представляла собой жизнеописания тех известных художников, работавших в этой области в 19-20 вв:




Полный альбом дошедших до нас артов Ремингтона содержит, в основном, именно репродукции картин знаменитого художника, одного из немногих, кто рисовал Запад с натуры, участвуя в качестве корреспондента в последних походах против немирных индейцев:




Штампы на страницах, весьма роскошные, надо сказать, говорят, что книга принадлежала какой-то библиотеке или частному собранию, которое, как видно, пошло с молотка.

Сельтцер был учеником самого Рассела. Его работы, выполненные, в основном, в формате миниатюры (немногие имеют ширину больше 20 дюймов) отличаются выразительностью и динамизмом, которые не всегда встретишь на больших полотнах. Интересно, что по семейным обстоятельствам он сперва получил специальность механика-машиниста. Во время Второй Мировой войны, уже будучи знаменитым и успешным художником, в возрасте 60 лет он оставил студию и отправился на завод, чтобы, применив свои полученные в молодости навыки, послужить стране. После полученной производственной травмы Сельтцер преподавал на курсах для молодых механиков.

Билер также успел застать Рассела и подружиться с ним и даже нарисовать несколько его портретов, в том числе и конных.

Оба этих худржника рисовали настоящий Запад - необъятный, необузданный, грубый и, зачастую, жестокий. Такая правдивость в искусстве - это то, что не могут или не хотят позволить себе современные художники, работающие на эти темы:




Эти два альбома сравнительно небольшого формата наполнены очень качественно выполненными работами - художественными полотнами и скульптурами, выполненными в различном материале - от бронзы до современного папье-маше. За исключением, увы, неизбежного в наши дни авангарда, который, впрочем, составляет не более 10-15% работ, все картины отличает огромное внимание к деталям и высокое качество исполнения:




Скульптуры также весьма хороши. К сожалению, политкорректность сказалась на том, как подходят к теме Запада современные художники. Так, большинство ковбойских артов посвящены именно ковбоям, причем современным. В какой-то степени это, конечно, оправданно - культура ранчевого скотоводства в Америке постепенно сходит на нет, увы. Выращивание коров мясных пород выгоднее в традиционных закрытых помещениях по современной методике, открытый выпас дает гораздо меньший доход. Понятно желание запечатлеть эту постепенно исчезающую Америку. Но все же то, что современные художники практически не обращаются к Золотой Эпохе Старого Запада, к легендам о стрелках, бандитах, индейцах и законниках - очень печально.

Еще нагляднее выглядит абсурдность современного политкорректного подхода в изображении Запада в альбоме, посвященном индейцам. Конная культура степных индейцев, просуществовавшая в своем чистом виде в разных регионах Америки от пятидесяти лет до чуть больше века, была в первую очередь военной культурой. Только в военных походах (главным образом за лошадьми) мужчина мог добыть богатство и престиж, который для воина племени значил больше, чем жизнь. Рассел, много ездивший по резервациям и беседовавший с настоящими живодерами, помнившими многолетние кровавые усобицы на Равнинах, не стеснялся рисовать схватки воинов. Его примеру следовали и художники середины - второй половины 20-го века. Но в наши дни эта историческая правда идет вразрез с официальной идеологией, поэтому художники не могут или даже не хотят отражать историю степных индейцев корректно. Довольно забавно видеть многочисленные картины с конными воинами, которые просто куда-то едут, на что-то смотрят и выглядят задумчиво - и все это в головных уборах, где каждое перо означает военный подвиг.

Однако главным открытием этого книгогруза, который великодушно доставил сюда Александр (некоторые книги не высылались в Россию, так что для меня это был единственный способ их получить) для меня стал полный сборник рассказов Чарльза Мариона Рассела:




Как я уже говорил, Рассел известен в первую очередь, как "художник-ковбой" - талантливейший самоучка, лично работавший на ранчо, посещавший резервации и разговаривавший со старожилами - как Белыми, так и Красными. Оказывается, он воплощал услышанное не только в картинах, но и написал несколько сборников рассказов, которые и собраны в этой книге. Что я могу сказать. По моему мнению в том, что касается именно Запада, Рассел был и остается непревзойденным автором, заметно обогнавшим, скажем, О'Генри. Насколько мне известно, его не переводили на русский, поэтому данная книга стала для меня открытием. Написанная живым, очень своеобразным языком, иллюстрированная автором:




...она описывает Запад таким, какой он был: суровым, жестоким, своеобразным, красивым, причем все это - с хорошим, пусть местами и черным, юмором. Я не знаю, какие рассказы представляют бОльшую ценность - те, что касаются жизни Белых, или те, что об индейцах. Рассел был весьма мудрым человеком. Он хорошо понимал, что хотя все мы - Божьи создания, индеец отличается от Белого, между ними - пропасть как в системе ценностей, так и в восприятии мира. Рассел, безусловно, Белый человек, но он отдает должное индейцам. Его рассказы о военных делах краснокожих обыденно (и с юмором) повествуют о жутких вещах, описывая манеру войны и обращения с трупами (а также пленными). Но при этом Рассел не является расистом, и часто сочувствует тем, кого описывает. Огромную ценность представляют также истории о Белых, которые стали жить среди индейцев, восприняв их культуру.

Я не порекомендую эту книгу каждому в первую очередь из-за уже упомянутого мной своеобразия языка - многие жаргонные слова и выражения нужно просто знать, чтобы понять, что в данном случае Paw и Maw - это не Лапа и Пасть, а Папа и Мама в смысле Отец и Мать семейства. Если вы уверены в своем английском - читайте, не пожалеете. Моя матушка просила меня первести для нее некоторые рассказы. Если я все-таки соберусь это сделать - возможно, выложу некоторые переводы здесь (по крайней мере для своих).

Интересно, что по воспоминаниям тех, кто его знал, Рассел не обладал живым пером. Тексты давались ему тяжело - это была буквально физическая работа: обдумывая фразу, он краснел, потел, на его шее напрягались жилы. Он буквально вытаскивал каждый свой великолепный рассказ, демонстрируя, что даже не обладая призванием к писательскому делу, трудолюбивый человек, который любит то, о чем он хочет рассказать, прилагая максимум старания, может добиться многого. Ну и, конечно, мы должны поблагодарить жену Рассела и его друзей, помогавших ему с редактированием и некоторыми текстами.

юные школьницы, США, texas, не Fallout, история в лицах, индейцы, хорошие картинки, белые, old west, нет фоллаута, дружба - это магия, искусство изобразительного, человечность, мужское, western art, доброта

Previous post Next post
Up