Nov 29, 2017 14:46
2. Германские меры по обороне восточных провинций и планы эвакуации.
Непосредственная угроза Восточной Германии, возникшая вследствие советского наступления к Висле и восточно-прусской границе, вела к отчаянным мерам со стороны немецкого политического руководства. Хотя осенью 1944 года, в результате наступления западных союзников на западную границу Германии, неуклонного отступления немецкой армии в Италии и потерь на юго-восточном фронте, общее военное положение расценивалось им (политическим руководством - прим.мое) как безнадежное, оно заставляло себя верить, что, мобилизовав весь народ, в последний час можно повернуть судьбу вспять. После покушения 20 июля 1944 года эта недооценка серьезности положения усугубилась сильно преувеличенной навязчивой идеей Гитлера, которая к тому же еще сознательно подпитывалась его доверенными политиками, - будто генералы внесли свой вклад в военные неудачи посредством саботажа. Следствием этого стал указ Гитлера от 25 июля 1944 года, который дал Геббельсу должность имперского уполномоченного по тотальной мобилизации, а весь государственный и экономический аппарат в большой степени подчинил партийным уполномоченным. В дополнение к Геббельсу это были, прежде всего, гауляйтеры, которые еще с 16 ноября 1942 года занимали должности комиссаров обороны Рейха, полномочия которых теперь были расширены и распространились на вопросы военной обороны. За ними, а не за военным руководством, были закреплены развитие укреплений в восточных провинциях и указом Гитлера от 18 октября 1944 года - формирование и руководство Фольксштурмом.
Еще в июле 1944 года было призвано на строительство Восточного Вала все мужское население Восточной Пруссии трудоспособного возраста. Бауэры и батраки, а также мужчины, до сих пор избавленные вследствие незаменимости от призыва на военную службу в возрасте до 65 лет, а также иностранные рабочие были собраны окружными руководителями НСДАП в сводные колонны и откомандировывались трех-четырехнедельными вахтами в течение лета и осени 1944 года на восточную границу Восточной Пруссии и за Наревский фронт для строительства протвотанковых рвов, стрелковых гнезд и бункеров. Для всего строительства Восточного Вала от Мемеля до Варшавы верховное командование находилось в руках крайне амбициозного и жестокого гауляйтера и рейхскомиссара обороны Восточной Пруссии Эриха Коха.
В районах Генерал-губернаторства (Польши - прим.мое) и Вартегау также велись обширные шанцевые работы. При помощи поляков и немцев были выкопаны две последовательно эшелонированные позиции, передняя - по линии Леслау(Влоцлавек)-Кутно-Велунь(Велюнь), следующая, противолежащая - по линии Кольмар(Ходзеш)-Позен(Познань)-Лисса(Лешно). Далее укрепления были построены в ходе операции "Бартольд" вдоль старой силезско-польской границы, где для земляных работ использовали часть силезского населения. Аналогичным образом, гражданское население привлекалось к строительству позиций в части гау Данциг-Западная Пруссия, лежащей по восточному берегу Вислы, и в районе старых Поморской и Обранской позиций, которые находились на восточной границе Померании и Бранденбурга.
Военные командиры различных участков фронта имели только консультативные функции при этих фортификационных работах, возглавляемых комиссарами обороны Рейха; это, естественно, породило многочисленные разногласия, некоторые из которых касались строительства укреплений, бесполезных в военном отношении или имевших тактически нерациональную форму. Ввиду того факта, что позднее, почти повсюду, отсутствовали необходимые военные подразделения для занятия позиций, возводимых в течение долгих месяцев, все действия по строительству Восточного Вала кажутся сегодня одним из отчаянных и, в конечном счете, бесполезных усилий последних месяцев войны.
германия,
выселение,
восточная пруссия,
немцы