Пират - Т. Если долго смотреть на реку...

Feb 17, 2015 12:18

Итак, чтобы стричь купоны с патента, Селден должен был получить его тогда, когда производство автомобилей станет по-настоящему выгодным. Но до этого момента ведь патент мог получить и кто-то другой... Неразрешимая задача? Да вы, батенька, не юрист!
Срок действия прав начинает отсчитываться от выдачи патента, это верно. Но кто вам сказал, что срок выдачи патента, и дата подачи заявки на патент - это одно и то же?

В те благословенные патриархальные времена американские патентные бюро лично проверяли работоспособность изобретений. Ни один патент не мог быть получен, пока изобретатель не представил действующий образец. 8 мая 1879 года Селден подал заявку на патент "дорожного локомотива, движущегося на жидкостном углеводородном двигателе компрессионного типа, конструкция которого позволяет ему работать в соединении с ходовой частью, так что полная грузоподъемность кузова транспортного средства может быть использована для перевозки пассажиров или грузов." Но в патентное бюро он представил только модель, в общем виде дающую представление об автомобиле.


Селден за рулем своего автомобиля демонстрирует изобретение патентному бюро.

Срок рассмотрения заявки по закону 1870 года не превышал двух лет. Однако, возобновлять рассмотрение на этот срок можно было сколько угодно. Чем и воспользовался наш пройдоха. Селден взял за правило отвечать на запросы патентного бюро аккурат тогда, когда двухлетний срок подходил к концу. Внесенные изменения невозможно было оценить за оставшиеся дни, и срок продлялся еще на два года. "Гений проволочек" тянул так кота за яйца волынку целых 16 лет. И только семь месяцев в общей сложности патентное бюро занималось заявкой. Все остальное время ушло на ожидание ответов Селдена. В первоначальной заявке было сделано около сотни изменений.

К концу 1894 года в патентном бюро скопилось пятьдесят с половиной тысяч заявок. 12000 из них находились на рассмотрении больше двух лет, и только пять заявок (включая автомобиль) - свыше 15 лет. В апреле 1895 года комиссар по патентам приказал всем авторам долгоиграющих заявок закрыть дела или представить доказательства уважительных причин затягивания дела, в противном случае они получат отказ. Селден пригнал свою таратайку к Патентному бюро США и 5 ноября получил патент за номером 549160 на "дорожную машину". Как опытный крючкотвор, Джордж избежал в тексте чрезмерных технических подробностей и в итоге получил американский патент на практически любой автомобиль с ДВС.

Теперь, в конце 90-х автомобиль был для серьезных бизнесменов не бредом сумасшедшего, а перспективным направлением инвестиций.
Однажды зимою 1899 в Вавилоне Нью-Йорке пошел густой снег. Уильям Коллинз Уитни - крупный бизнесмен и влиятельный политик (а также пароход американского флота), железнодорожный магнат, лидер транспортного и коммунального синдиката Большого Яблока, заметил, что электрические такси продираются сквозь парализовавшие движение сугробы.


Уитни в 1902

Так родилась идея ё-мобилизации Новой Англии. Уитни приобрел компанию Electric Vehicle Company (EVC) и заявил, что выведет 12000 электрических такси на улицы Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Чикаго. Под этот проект создали новую автомобилестроительную фирму - Columbia Automobile Company. Уитни был старой, опытной акулой. Он поручил выяснить, нет ли патентов, которые потенциально могут блокировать этот амбициозный план. Герман Кунц подготовил список на трех страницах, охватывающий все патенты, так или иначе затрагивающие автомобили - паровые, электрические, с ДВС.

Селденовский патент давно беспокоил Кунца, но менеджеры лишь отмахивались. Теперь, когда дело вышло на высший уровень, Уитни очень заинтересовался им и захотел узнать побольше. Хайрам Максим, человек и пулеметсын пулемета, сказал ему, что двигатель автомобиля Селдена непрактичен и смехотворен. Кунц, как юрист, возразил, что дело не в двигателе. Дело в том, что охраняется патентом. А им охраняется сочетание "корпуса, ходовой, рулевого управления, вала отбора мощности, жидкостного топливного бака с двигателем внутреннего сгорания компрессионного типа, использующим жидкое углеводородное топливо". Ну да, кивал головой Максим, то есть по этому патенту можно запретить производство большинства американских автомобилей. "Это слишком кошмарно, чтобы быть правдой."

Уитни, прекрасно знавший, как под волшебной палочкой юриспруденции могут оживать самые немыслимые химеры, понял - дело стоящее. Прощупав Уолл-Стрит, он узнал, что корнер из пяти патентных перекупщиков уже предлагал Селдену четверть миллиона. Но изобретатель желал иметь дело лично с производителями.

Ставка Селдена сыграла, 4 ноября 1899 года Уитни купил его патент, за 5000 долларов ежегодной выплаты и 15 долларов с каждой проданной машины. Но Селден был не китайцем, а американцем. Ему было недостаточно дождаться, когда трупы врагов поплывут вниз по реке, справедливость надо вершить лично.

США, 19 век

Previous post Next post
Up