Воспитание в Тевтонском ордене -1.

Sep 18, 2012 17:34

Под воспитанием можно понимать как нравственное состояние общества, так и установленные методы достижения его. Здесь слово берется в обоих его значениях.

Старые правила Тевтонского ордена и более поздние орденские законы устанавливали нормы, которые обосновывали высоконравственную жизнь братьев и регулировали ее до мелочей. Строгие наказания были предусмотрены за несоблюдение законов ордена по принципам: „Все усилия духовной жизни должны направляться тем, что Орден стоит наказанием прегрешений и выполнением каждым данных им Богу по собственной воле торжественных обетов", и: „Кого любовь не удерживает, должен удерживать страх."

Этот дух, который господствует в старых, до 1271 изданных законах ордена, ни в коем случае не ослаблялся впоследствии - по крайней мере, до 1400. Из некоторых исторических работ может сложиться впечатление, что при поздних гохмейстерах, от Бурхарда фон Шванден до Винриха фон Книпроде, многие важные законы были отменены. Эту точку зрения опроверг Перлбах, показав, что 99 статьям ранних законов противостоят по смыслу только 18 статей из упомянутой поздней эпохи. При этом из 140 законов последнего времени только 35 содержат нововведения, а остальные только повторяют старые законы, молитвы и т.д. Новые постановления опять-таки не несут какого-то большого нравственного значения а касаются повседневных мелочей, таких как состояние комнат, постелей и т.п. Повторение одного и того же старого закона может доходить до 29 раз. Установленные факты также опровергают тех историков, что полагают гохмейстеров Бурхарда фон Шванден, Конрада фон Фейхтванген, Готфрида фон Гогенлоэ и Винриха фон Книпроде безуспешно пытающимися через строгие законы противостоять надвигающейся секуляризации. В доказательство этого тезиса можно было бы использовать только 3 закона гохмейстеров Вернера фон Орсельн и Винриха фон Книпроде. Эти законы будут упомянуты в конце главы. Там мы увидим, что они были не так уж строги и важны.

Еще решительнее надо отвергнуть утверждение, что множество строгих наказаний за множество перечисленных в правилах нарушений доказывает недостатки орденского воспитания, так как, якобы, запрещают только то, что былдо широко распространено. Параграфы о преступлениях и наказаниях писались Тевтонским орденом не на основании длительного горького опыта, а просто перенимались из правил доминиканцев!

Нравственные основы законодательства ордена в первых главах правил выражены четко и ясно:„Это видение напоминает нам, что в сражающейся церкви должны быть бойцы"; „Это 3 вещи (а именно торжественные обеты) важнейшие и потому нерушимые", так как: „Вы представляете собой людей, следующих за Господом Нашим Иисусом Христом." Следовательно, главным и неизменным были война за Христа и следование ему. Из этого все частные законы вытекали и этим обосновывались. Эта основа оставалась неизменно в силе и в законах более поздних магистров времен средневековья. Как прямое следствие этого, хотя более поздние гохмейстеры вводили новые праздники и молитвы и часто по-новому излагали древние законы, однако, никогда не касались определений о религиозной основе, что в результате не требовало от братьев никакого приспособления к новым веяниям.

перевод Тумлера, Тевтонский Орден

Previous post Next post
Up