Управление парадигмами. Управление знаниями 1.1.

Sep 16, 2014 11:20

Интеллектуальный капитал

В предыдущей статье об управлении знаниями в рамках концепции управления парадигмами было приведено определение дисциплины:
Управление знаниями - это совокупность оперативных и стратегических усилий, направленных на повышения результативности и улучшения конкурентоспособности деятельности за счет эффективного использования интеллектуального капитала.
Теперь можно пояснить, что такое интеллектуальный капитал. Коротко, интеллектуальный капитал - это совокупность явных и неявных знаний, существующих в организации. При этом «организация» здесь используется как предприятие, но может быть применено ко всем уровням управления парадигмами.
Можно выделить следующие составляющие интеллектуального капитала:
-    человеческий капитал;
-    организационный капитал;
-    потребительский капитал;
-    социальный капитал.

Человеческий капитал - знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда.
Пример:
Летчики научили летать истребитель Су-27. Игорь Петрович Волк, выполняя в 1989 году полеты по отработке выведения самолета из штопора, заметил, что можно отклонять нос самолета вверх практически без потери высоты полета. Он пробовал повторить такую процедуру в дальнейшем при прямолинейном полете. Начал с угла отклонения 30 градусов. Позже Виктор Георгиевич Пугачев довел угол отклонения до 110 градусов. Результат был достигнут во взаимодействии с конструкторами самолета, так как перед выполнением этой фигуры высшего пилотажа, названной «коброй», потребовалось проведение предварительных расчетов. Самолет Су-37 может отклоняться уже на 180 градусов. То есть, инженеры сделали хороший самолет не рассчитывая на предельные режимы работы. Летчики показали, как можно использовать получившуюся машину. В результате следующие модели стали обладать новыми не ведомыми ранее характеристиками, что позволило сделать более конкурентоспособную продукцию. Этому способствовали именно практические, творческие и другие навыки людей.
Организационный капитал - процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, патенты, бренды, культура организации, отношения с клиентами.
Пример:
Гражданские самолеты приносят прибыль авиакомпаниям только тогда, когда они находятся в небе. Поэтому авиакомпании стали искать способы более оперативного обслуживания самолетов на земле. Способы были найдены в обслуживании машин Формулы -1 на пит-стопах. Принципы Формулы-1 были переработаны для использования в сервисном обслуживании самолетов. То есть были применены новые организационные процедуры, которые позволили получить существенную экономию за счет уменьшения простоев авиапарка.
Потребительский капитал - взаимодействие с клиентами и знания о клиентах, потребителях.
Пример:
В 2008 году компания Apple, открывая он-лайн магазин App Store, не предполагала каких масштабов он может достичь. Эффект поразил всех уже через месяц через месяц после открытия, когда был достигнут объем продаж в $30 000 000. Пользователи программной системы сами, практически без посредников могут разрабатывать, продавать, покупать разнообразные приложения и другую продукцию в электронном виде. Сейчас эта идея приносит разработчикам миллиарды долларов.
Социальный капитал - это сумма реальных и потенциальных ресурсов, существующих, доступных и извлекаемых из сети взаимоотношений человека и социальной единицы. (определение приводится в формулировке Жаннин Нахапет и Сумантра Гошала).
Пример:
Сокращение времени и усилий на поиск новой информации стало возможным с использованием социальных сетей. Список профессиональных социальных сетей, а также сообществ соцсетей общего пользования огромен и у всех на слуху. Каждый человек может задать любой вопрос и получить множество вариантов ответов, из которых с использованием своих профессиональных навыков может выбрать подходящий именно ему.

Продолжение следует…

Навигация:

Управление парадигмами. Управление знаниями 1.0.

Paradigm management recipe

социальный капитал, управление знаниями, человеческий капитал, управление парадигмами, потребительский капитал, интеллектуальный капитал, организационный капитал

Previous post Next post
Up