Управление парадигмами. 2.2. Изменения.

Mar 22, 2014 10:23

Имеют ли сейчас такую же ценность базовые источника богатства: земля (вместе с природными ресурсами), капитал (накопление и реинвестирование) и труд? Эти источники имеют разную природу и неравномерно развивались во времени.
Земля существовала всегда, и она преобладала: не было ни труда, ни капитала. Она была не богатая ни бедная, так как нет оценки безотносительно к тому, кто оценивает богатство. Скорпиону (или какому-либо насекомому) в Сахаре раздолье: врагов мало, тепло, песка, в котором можно укрыться полно! А пингвину эти ценности скорпиона ни к чему, он бы там не выжил. Он ценит вечный лед и океан полный вкусной рыбы. Хотя есть некоторая иррациональность в этом. Почему бы пингвину не переместиться туда, где потеплее?
Есть некоторая эмоциональная привязанность, но об этом позже.
В источник богатства для человека земля превратилась тогда, когда первобытный человек приложил к ней труд. Для превращения земли в ценность кроме труда потребовался ещё один важнейший элемент человеческой деятельности: умственная деятельность. Способы использования совершенствовались благодаря умственной деятельности и передавались от поколения к поколению. То есть накапливались знания.
Эта деятельность позволила не только прокормиться, но и создать избыток пищи, а в последствии и других ценностей. И, соответственно, обеспечила зарождение капитала. Вот тут-то и развернулись экономические отношения! Появилась возможность обмена, товарно-денежные отношения, капитал и все что подробно описано в учебниках.
Этот момент очень важен. Во-первых, фиксируем, что кроме земли и труда источником богатства становятся знания. Появились интеллектуальный капитал и понятие эффективности труда. Во-вторых, начинает формироваться материальная база, за счет которой человек может заниматься не только проблемой выживания, но и другими делами. Например, творчеством. В последствии это преобразовалось в специализацию человеческой деятельности. С развитием материального производства всё больше людей имеют возможность заниматься нематериальной деятельностью: наукой, искусством и т.д.
Однако, это всё сформируется позже. На заре человечества ещё долго сохраняется преобладание ценности земли по сравнению с трудом. В войнах племен мало практикуется порабощение. Враги обычно уничтожаются полностью, не практикуется захват для присвоения результатов труда врага. Интересуют лишь более плодородные земли, охотничьи угодья богатые зверюшками, реки полные рыбы. Захватываются лишь женщины. Для иррационального применения. Это важный момент, так как проявляется ещё одна характерная черта - эмоциональная потребность человека. Труд ещё мало эффективен, поэтому его присвоить проблематично. На пропитание и содержание пленных затраты слишком большие, а результат от их эксплуатации ничтожный. Присвоение результатов труда, очевидно, происходит, но, в виду общей бедности человечества, это тоже мало интересно. Присвоить какую-нибудь палку-копалку? Стоит ли из-за этого погибать?
Только спустя некоторое время при развитии эффективности труда, развитии специализации в обществе и накоплении материальных ценностей, становится возможным присвоить как результаты труда, так и сам труд. Возникает квалифицированный труд, в результате которого человек производит больше материальных благ, чем потребляет. А вместе с этим человек осваивает элементы управления процессом производства материальных благ.
Напомню, что всё это происходит на фоне развития умственной деятельности и укрепления материальной и научно-технической базы человечества.
Наверное, в это время усиливается ещё одна важная особенность человека, которая в дальнейшем будет приобретать всё большее значение и станет рассматриваться в экономическом аспекте только в наши дни. Сейчас это носит название - эмоциональный интеллект. Или в экономическом аспекте - эмоциональный капитал.

Продолжение следует…

Навигация:
Управление парадигмами. 2.1. Изменения.
Управление парадигмами. 2.3. Изменения.
Paradigm management recipe
.

управление знаниями, Маск, управление парадигмами, эмоциональный капитал, изменения, эмоциональный интеллект, управление эмоциональным интеллектом

Previous post Next post
Up