Дотронься до красного*

May 27, 2011 02:59


Оговорюсь, что я очень люблю фильмы "Девчата", "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён", "Москва слезам не верит", и, как можно догадаться, "Служебный роман", чуть менее--"Весну на Заречной улице". Старые плакаты мне тоже нравятся. Но это эстетика, созданный талантливыми людьми образ, а не настоящая жизнь.
В качестве гвоздей выступают факты, которые лично для меня являются самыми наглядными доказательствами того, что идентичность образа и жизни--иллюзия. А от иллюзий нужно избавляться, я считаю. После них всегда лёгкий шок и мысль: "Хотела бы я жить в этой стране? Да, ни за что!" **
***
Во-первых, история Лидии Тимашук. Статья о ней лежит на моём рабочем столе уже года 2.
Когда Жданов серьёзно заболел, кремлёвские врачи поставили ему диагноз и назначили лечение, но одна из них, молодая врач Лидия Тимашук, считала, что это лечение его убьёт. Старшие товарищи не прислушались к ней, а лечение начало потихоньку убивать. Лидии ничего не оставалось, кроме как написать непосредственно Сталину о том, что пациента неправильно лечат, что нужно уложить его в постель, а не заставлять бегать трусцой (клятва Гиппократа+инстинкт самосохранения). Ничего о врачах-вредителях в этом "доносе" сказано не было. Письмо проигнорировали, Жданов умер. Когда же понадобился повод для новой волны арестов, о письме вспомнили. И Тимашук в мгновение ока попала на первые полосы газет, получила орден Ленина, была объявлена всенародной героиней. То, что она писала вовсе не о сионистском заговоре, естественно, никого не волновало. А когда Сталин умер, "выяснилось", что "дело врачей" сфальсифицировано. Орден отняли, на карьере Тимашук такой поворот событий практически не отразился, но жизнь разжалованных из героев не из лёгких: косые взгляды она чувствовала на себе всю жизнь.
Для меня эта история сделала очевидным, как легко тогда государство могло вытащить из толпы любого человека, использовать его для своих целей и, если больше не нужен, выбросить, как мусор, не интересуясь более его судьбой. Это страшно.
Простите, если пересказ не удался.
***
Я не пишу книг и вряд ли когда-нибудь буду. Но перспектива так жить вызывает у меня отвращение. Анатолий Кузнецов, предисловие к полной, изданной уже за границей, версии "Бабьего Яра":
"И рукописи у меня существовали как минимум в двух вариантах главный - только для себя, глубоко запрятанный, для печати же предлагается смягченный... Я продолжал над ней работать, уже, так сказать, «для себя и для истины». Вставил обратно переработанные и улучшенные куски к Крещатику, Лавре, катастрофе, добавлял новые факты, причем теперь уже о цензуре не думал, и рукопись стала такой, что я ее дома не хранил. У меня во время отъездов делались обыски, а однажды неизвестно кем был подожжен и сгорел мой кабинет. Важнейшие рукописи были у меня пересняты на пленки, которые в железной коробке были зарыты недалеко от дома, а сами рукописи я зарыл в стеклянных банках в лесу под Тулой, где они, надеюсь, лежат и сейчас".

То же самое у Соложеницына:
"...С пожизненным молчанием я смирился как с пожизненной невозможностью освободить ноги от земной тяжести. И вещь за вещью кончая то в лагере, то в ссылке, то уже и реабилитированным, сперва стихи, потом пьесы, потом и прозу, я одно только лелеял: как сохранить их в тайне и с ними самого себя".
Взято из поста Даши.
***
Почти 5 лет экономфака прошли не совсем даром, поэтому не могу не сказать, что плановая экономика--это нечто крайне беспомощное, особенно на территории такой огромной страны. Если бы не нефтедоллары, она загнулась бы гораздо раньше.
Не так давно один из преподавателей рассказывал нам, что в 80х из-за неправильной структуры цен и производства хлеб производился в огромных количествах и стоил очень дёшево. Поэтому наши предприимчивые сограждане кормили им скот. Мальчишки, у которых не было мяча, играли в футбол булкой.
Наверное, это издержки т.н. образного мышления: мне можно долго втирать про денежный навес, дефицит, талоны, блат, очереди... я всё пойму, но по-настоящему проникнусь и оценю масштаб абсурда только представив этих мальчишек.
***
Что же касается особой нравственности и чистоты советских людей, то...
...да, Тося Кислицына мучилась вопросом, мешают ли носы целоваться, а во дворе дома, где выросла моя мама, прогуливались беременные старшеклассницы, осуждаемые, но уже никого не шокирующие.
Есть ещё ироничный термин "дети фестиваля".
***

* Так назывался какой-то пост какой-то девушки, где, если верить кату, должно было говориться о "Советских штампах", но девушка неточно выразилась, и на деле говорилось о детском фольклоре. Согласно этому фольклору, нужно дотронуться до красного, чтобы доказать, что ты не врёшь. Я этого не знала, но сочетание "дотронься до красного" со словом "советский" понравилось.
** Я понимаю, что такая мысль должна возникать после упоминания репрессий, коллективизации... но как-то вот нет.

Пафос и безграмотность--худшее сочетание. Если я чем-нибудь из перечисленного грешу, указывайте--буду краснеть и исправляться.

fighting trousers, вопрос из бронхов

Previous post Next post
Up