Егор Летов: «„Мумий Тролль“ - самая вопиющая халтура»

May 30, 2012 16:19




Над сценой захудалого столичного кинотеатра кумачовая растяжка с надписью - «Авангард красной молодёжи». В партере беснуется та самая «красная» молодёжь. На сцене восседает длинноволосый человек в очках с гитарой, поёт песни. Через несколько минут толпа заведётся настолько, что учинит в кинотеатре настоящий погром.

Закончится всё приездом ОМОНа и арестом нескольких десятков человек. Это сценарий почти каждого выступления анархо-коммуниста, лидера культовой омской группы «Гражданская оборона» Егора Летова.

- А что плохого в том, что люди активно ведут себя на концертах? - поясняет он. - Раз уж ты пришёл на живое выступление любимой группы, надо плясать и орать. Я бы тоже не сидел спокойно. Поэтому на своих концертах новых песен никогда не пою - люди же их не знают. Тут же перестают подпевать и орать, стоят и слушают.

- Ты всегда держался особняком, не вписываясь в рок-братство. Это принципиальная позиция или просто никто не хочет с тобой «дружить» из-за твоих политических взглядов?

- Разумеется, это моя принципиальная позиция. Во-первых, сам ни к кому на поклон не ходил. «Гражданская оборона» - первая команда, которая не стала играть по западным правилам шоу-бизнеса (если это можно назвать бизнесом). Мы создали свой независимый лейбл «ГрОб рекордс», куда помимо нас вошёл ещё десяток сибирских команд, которые близки нам по духу.

Во-вторых, когда я читаю в музыкальной прессе высказывания коллег, у меня сильно портится настроение. Мне скучно. И возникает чувство стыда за всё, что они говорят. Один из немногих людей, которого я уважаю, - это Шевчук. Под всем, что делает, он подписывается. Это очень важно. А вот по поводу того же Гребенщикова я не могу так сказать, он курьёзный человек. Читал какие-то его дурацкие высказывания про карму, которые он надёргал из разных источников. Он просто хорошо знал английский язык в то время, когда мало кто им владел. Много слушал и понимал, о чём, к примеру, поют Циммерман, Костелло, «Спиро Джира» и т. д. Но я тоже много слушал. Поэтому понимаю, у кого и что именно спёр Гребенщиков. Он просто талантливый компилятор. По российским масштабам его даже можно назвать гениальным. А то, что он полез в религиозно-мистические дела, это вообще не поддаётся никакой критике. Я с этим знаком не понаслышке, сам практикую. Но, как любой практик, предпочитаю об этом молчать. А Гребенщиков говорит на каждом углу. Причём и рассуждения у него совершенно бредовые. Хотя не хочу разубеждать людей, которые любят БГ и льют слёзы, слушая его.

Но самая вопиющая халтура за последние годы - это Лагутенко и его «Мумий Тролль». Я вообще не понимаю, почему такие группы становятся популярными. Тексты песен совершенно неосмысленные, галиматья какая-то. Причём совершенно бездарно написанные даже с точки зрения лингвистики. Отвратительный имидж, который у сознательной части населения вызывает глубокое отвращение, - очень манерно и провинциально, так же как у Земфиры. Хотя она достаточно талантливая девчонка, но правильно кто-то из зрителей в программе Диброва «Антропология» сказал: «Песни мне ваши нравятся, а от провинциального хамства душу коробит». Я подписываюсь под этими словами.

При этом у меня очень хорошие отношения с «АукцЫоном». Нравится их эстетика, и люди они прекрасные (при встречах мы по возможности напиваемся вместе). Люблю группы «Не ждали», «Вопли Видоплясова». Из того, что за последнее время услышал, на меня произвела впечатление питерская группа «Монро и Кеннеди» (девушка исполняет рок на домбре*). А лучшей нашей группой считаю «Любэ», хотя, к сожалению, мы даже не знакомы. У меня есть все их компакт-диски, и во время алкогольных возлияний мы часто слушаем их. У меня вообще огромная фонотека старых советских песен, начиная с пятидесятых годов и заканчивая Миансаровой и Пьехой.

- Чем тебе близка эта музыка?

- Ну как же? У нас дома радио вообще не выключалось, и я вырос на этих песнях. В три года многие уже знал наизусть и пел их. Сегодня слушаю и джаз, и электронную музыку.

- А как же наша попса?

- У меня дома два телевизора, которые не выключаются день и ночь. И попс тоже мимо не проходит. Очень нравятся Салтыкова и Черникова. С точки зрения идиотизма это самые крутые певицы. Мы даже с женой составляем свои хит-парады. Я тут недавно смотрел по телевизору живой концерт «Иванушек». Ох я диву давался! Если единственный раз кто-то из них в ноты попал, это было хорошо.

- Ты таким образом ведёшь борьбу с засильем поп-культуры?

- Бороться с этим всё равно что отказываться от фруктов или конфет.

- С кем или с чем ты тогда борешься?

- С тем, что происходит. Скажем, с развалом и тотальным пессимизмом, который охватил всё общество.

- Но и с тем и с другим нужно бороться конструктивно.

- Деструкция тоже конструктивна. Падающего толкни, утопающего утопи. То, что должно рухнуть, нужно обрушить, для того чтобы дать простор новому движению.

Владимир ПОЛУПАНОВ

«Аргументы и факты», 1999, №45, стр. 18.

* То ли автор статьи что-то напутал, то ли редакторы недоглядели: солистка группы «Дочь Монро и Кеннеди» играет на домре - русском струнном щипковом музыкальном инструменте. Домбра же - родственный домре инструмент, но уже казахский.

Другие материалы по теме:

2007/03/24 «Моя оборона»
2007/11/01 «Hall of Fame, part II»
2010/02/19 «О Летове - панке»
2011/04/21 «Патриотизм и идиотизм»
2011/07/07 «Ушами не услышать, мозгами не понять…»

архивы, слушаем музыку, Летов, mcmlxxxiv, портреты

Previous post Next post
Up