Захотелось прочитать эту книгу сразу после церемонии награждения премии
"Гипертекст" - чем-то мне Анна тогда понравилась интуитивно: дерзкая, молодая, красивая, южная. Эпатажная. Всё, как я люблю. К сожалению, не удалось с ней познакомиться и пообщаться в суете банкета) И вот пока заказала книжку, пока она ко мне приехала, а тут лето, снова суета. Так что вот только сейчас получилось.
И... Давайте сразу определимся: это жёстко. Сравнить могу с "Кубиками" и "Скорлупами" Михаила Елизарова (не с "Мы вышли покурить"!). То есть однозначно не ждите "духоподъёмной" и доброй женской прозы.
Лёгкий способ завязать с сатанизмом.
Чухлебова Анна
Рассказы
18+
Издательство Городец
Серия Во Весь Голос
Год издания 2023
Количество страниц 176
И если у Елизарова в текстах герои 90-х будто ждут очистительного дождя СашБаша из "Времени колокольчиков", чтобы оказаться "добрыми, хорошими", то патологии Чухлебовой с героев так просто не смоешь. Она со всей жестокостью молодости говорит нам: "А что вы хотели? Чтобы всё было мило? А вот х... вам! "
Её герои вросли и укоренились в своей нелюбви ("Копия"), а те, кто продолжает любить, страдает от этого, как в рассказах "Собака" или "Пчела, стрекоза".
Даже если герой любит героиню, любовь его настолько извращённая, что она уродует её ("Вершины")
А если не уродует, то напрямую убивает ("Сказка", "Мёртвые девочки")
Пожалуй, из всего сборника самыми лайтовыми можно назвать рассказы "Музы Катрины" и "Шпицберген" (про котика), но и они не вызовут в душе светлого и приятного чувства самоуспокоения. За этим вам лучше идти к другим писательницам. Тем, кто не делает фоном половины своих рассказов кладбище, а в другой половине не калечит героев.
Зачем читать?
И вот тут в полный рост встаёт важнейший вопрос: зачем читать? А зачем мы вообще читаем книги? Есть несколько ответов: для развлечения, для обретения душевного спокойствия, для познания мира. Вот если вам важен третий вариант, то читайте Чухлебову - в её маленькой тонкой книжке очень плотно упакован страшный и сложный мир современного молодого человека. Пусть не каждого третьего, но такие люди есть, они живут рядом с нами, они взаимодействуют с другими людьми и даже с виду кажутся вполне нормальными.
Кстати. А что есть норма?
На самом деле, я всё чаще задумываюсь о том, что искажения реальности, обилие патологических состояний и огромное количество людей, которых трудно назвать нормальными, превращают нашу жизнь в опасное приключение: никто не гарантирует, что твой сосед - это добродушный Тоторо, а не страшный сказочный или, скорее, мифический монстр. Чудовище. И к этому точно надо быть готовым.
Ещё один важный вопрос: почему люди становятся такими? И тут ответ автора однозначен: сатанизм. Люди, потерявшие веру и убившие Бога (по Ницше) не могут быть другими. Увы. И тут, конечно, Анна лукавит, когда гарантирует лёгкий способ завязать с сатанизмом. Лёгких путей здесь не существует. Более того, каждый нащупывает этот путь в одиночку. На свой страх и риск.
Читать или нет?
Это вам решать. Маленькую 170-страничную книжку, которую могла бы одолеть за один раз, я читала несколько вечеров целую неделю - ну просто из чувства самосохранения (и наученная горьким опытом чтения "Скорлуп"). Невозможно вместить столько страха, боли и тоски за один раз. Анна реально режет по живому, задевает такие струны души, которые легко рвутся.
Но я ни разу не пожалела о том, что за неё взялась. Да, это нелёгкое и неприятное чтение, но оно честное, необычное, талантливое. Выводит из зоны комфорта однозначно, а вот куда заведёт - это уже вопрос к самому читателю. Зависит от меры его духовной зрелости.
Особо хочу обратить ваше внимание на последний рассказ сборника - "Привычка". Их двух последних рассказов ("С возвращением" и "Привычка"), явно автобиографических, он ударный, потому и размещён в финале, как хорошая завершающая точка, последний штрих на полотне.
О чём этот рассказ? Однозначно, о смерти - о той самой привычке к смерти, готовности к смерти, которую давным-давно римляне сформулировали как "Memento mori". Вы же помните, что эту фразу должен был твердить триумфатору раб за его спиной, чтоб тот не слишком забывался в своей славе.
Так и Анна как будто напоминает себе: ну-ка, красотка, не гордись. Да, ты издала первую книжку, дала несколько интервью, но всё равно осталась уязвимой, смертной. Помни об этом. Для молодого писателя такое памятование удивительно. И вызывает уважение.
Сделана книга качественно - твёрдая обложка, удобный шрифт, белая бумага.
Про "Скорлупы. Кубики" писала здесь:
БиблиоЮлия5 февраля Что решили? Читать или нет?
Поддержать
канал / подписаться в
ЖЖ,
ОК,
ВК и
ТГ ❤️