Церемония вручения американской премии независимого кино Gotham Awards состоялась 2 декабря 2019 года в Нью-Йорке. "Брачная история" получила урожай наград: лучший фильм, лучший сценарий Ноа Баумбака, лучшая мужская роль Адама Драйвера и приз зрительских симпатий. А по сети расходятся мемы:
"Брачная история" от Netflix - один из лучших фильмов года - пронзительная драма Ноа Баумбаха с Адамом Драйвером и Скарлетт Йоханссон в главных ролях. В картине о современном разводе по-американски режиссер продолжает откровенный разговор, начатый Бергманом в "Сценах из супружеской жизни".
Сильный, трогательный и запоминающийся фильм, который вроде бы не является каким-то откровением, но тем не менее совершенно точно стал одним из значительных кинособытий года. В основу легла история развода, но на самом деле - история любви двух умных, красивых, талантливых людей и замечательных родителей, которые были когда-то безумно влюблены, а теперь стремительно теряют взаимопонимание.
Чарли, без преувеличения гениальный театральный режиссер, искренне не понимает, почему вдруг Николь, не менее гениальная актриса его театра, перестает чувствовать себя счастливой в роли его жены. Все дело в том, что в жизни современной женщины неизбежно возникает момент, когда ее перестает удовлетворять тот маленький уютный мирок, который муж создал для нее - она не может уже безропотно занимать душную нишу в тени супруга. Особенно если она сама не менее яркая личность, чем он. Мужчинам, оказывается, очень трудно это постичь и принять.
Лора Дорн, играющая адвоката Николь, предельно ясно выражает эту мысль в своем ярком монологе об иудео-христианском наследстве человечества: от женщины ждут исполнения идеальной роли Богоматери, в то время как мужчина - Бог-Отец - просто отсутствует, и это всех удовлетворяет. Но мир-то изменился! И дело не в феминизме, все гораздо глубже и серьезней: на поверхность философии вышел логос Кибелы.
Кстати, не только любовная линия подана здесь красиво, но и мир адвокатуры предстает во всей своей абсурдной и нелепой правде. Сражаться не на жизнь, а на смерть, чтобы каждому остаться при своем, но с опустошенным кошельком. И вот зачем? Неужели только через зал суда можно донести до любящих умных людей мысль о том, что всегда лучше - просто договориться, выяснить отношения, пережить неприятный, но откровенный разговор? Вообще здесь адвокаты выступают как раз тем самым
третьим лишним, который только мешает паре избежать развода и преодолеть кризис.
Важная тема здесь - родительство. Чарли сражается за равное опекунство над сыном и даже проходит через унизительную и нелепую процедуру встречи с соцработником, которая заканчивается символичным кровопролитием. Без жертвы не бывает победы.
История подана настолько тонко и пронзительно, что её смогут оценить даже зрители, никогда не проходившие через бракоразводный процесс. Тут ведь важно то, что перед нами не играют, а живут настоящие люди - со всеми своими достоинствами и недостатками. Нам попеременно будет жалко то Чарли, то Николь. Мы будем их оправдывать и поддерживать. Мы будем за них болеть и переживать все их ошибки как свои собственные. А в некоторых сценах мы будем узнавать себя. Потому что каждая пара рано или поздно проходит через ссоры, выяснения отношений и близость к разводу. Другое дело, что в современном обществе это уже не трагедия, а норма - жизнь по-отдельности, когда каждому хорошо в его мире, а общий обоюдный мир для двоих становится слишком тесен. Несмотря на всю тяжесть темы, в фильме нашлось место и для юмора, поэтому при всей своей драматичности он получился душевным и местами даже забавным. Все, как в жизни!
Однозначно - советую посмотреть.