Whiplash - так называется фильм на англ. Это или ремень кнута,
или несправедливость, обида, оскорбление.
А ещё так называется джазовая вещь, которую играет университетский студийный оркестр под руководством маэстро Флетчера. Я вообще-то не фанат джаза, но барабанщиков люблю с самого Красногорска - там в Катиной гимназии этим делом очень увлекались, а это затягивает. Увлечение затягивает. И фильм затягивает именно этим - увлечением, увлечённостью героя, студента Эндрю. Хотя, вот ни за что не назвала бы это одержимостью. По-моему, слово "одержимость" несёт отрицательную коннотацию, невольно асссоциируется со специфически негативным понятием. А фильм как раз рассматривает и творческий процесс, и человеческие отношения не однопланово. а на нескольких смысловых уровнях. Да, Флетчер - это и кнут, подстёгивающий талантливого героя к новым преодолениям.
Это и боль от словесных ударов - прямых оскорблений, высмеивания, унижения, которым учитель подвергает ученика вполне сознательно. Это и самобичевание героя - а как ещё назвать его "кровавые" упражнения над барабанами?
Это отказ от личной жизни ради совершенствования в творчестве. Это и несправедливость, и обида, которая заставляет Эндрю донести на дирижёра...
А тот искренне считает, что так и только так можно добиться от музыкантов игры в полную силу. "Настоящий не сломается!" Да, маэстро явно перегибает палку. И всё равно неприятное, отталкивающее впечатление на зрителя производит сцена, в которой ученик предаёт дирижёра, и того увольняют из университета. Встаёт вопрос: имеет ли право гений(а Флетчер - явно гений в своей профессии) обращаться так с другими людьми - неважно, гениальными или нет. Почему-то Флетчера оправдываешь, а Эндрю скорее осуждаешь. Начинаешь сомневаться в одарённости ученика. Помните у Пушкина - гений и злодейство? Предательство однозначно ассоциируется со злодейством, а эксцентричность дирижёра извиняешь высотой цели. Позже он сам объясняет Эндрю, что его просто не поняли в университете: он хотел создать самый лучший оркестр, а для этого нельзя себя жалеть. Интересно, что в личном общении Флетчер самый обычный, достаточно спокойный и уравновешенный человек.
В скобках замечу, что одновременно я читала как раз замечательную книгу балетного концертмейстера Лады Исуповой, и там есть рассказ об этом же в балете - о том, что нельзя снижать планку, нельзя позволять расслабляться, нельзя допускать расхлябанности. Как только эти саможаления и самооправдания проникают в музыку или танец, конец сильному коллективу. Ни музыкант, ни танцор не имеют права сказать себе: "Да, сегодня я сделал это в полсилы, но я знаю, что умею лучше". Умеешь, так не делай наполовину! Делай, как надо!
В этот момент понимаешь, что дело не в конфликте учителя и ученика, двух безусловно сильных и одарённых личностей. Дело в самой постановке вопроса: не останавливаться, идти вверх! Только скажи себе: "Да расслабься!", и дорога пойдёт под уклон.
И Эндрю идёт играть с Флетчером на джаз-фестиваль, выдерживает месть учителя и совершает, наконец, тот самый прорыв, тот прыжок выше головы, ради которого всё и затевалось. Последняя композиция в фильме - до мурашек... Музыка стихает, а ты сидишь и всё ждёшь, что вот сейчас он опять начнёт простукивать ритм и всё повторится сначала.
Вообще с первых же кадров я вспомнила почему-то начало "Мертвеца" Джармуша - там тоже перед нами предстаёт худенький интеллигентный бухгалтер в очёчках, который к концу фильма становится хладнокровным убийцей. Вот что-то подобное, мне казалось, произойдёт и здесь. Уж больно Эндрю инфантильный, уж очень контрастирует его внутренняя увлечённость музыкой с внешностью "плаксы". И я не ошиблась...