Как ни странно, но за все время существования дневника, я еще ни разу не писала об открытом доступе. А ведь я в нем работаю. И многим, я так думаю, будет интересен опыт других.
А натолкнуло меня на это, сообщение в журнале
moja_zhizn,
про библиотеку. В конце, автор просит "дать ссылку на этот пост в своих журналах, если посчитаете это важным. Надо привлечь к ситуации максимум внимания".Я немного не согласна с эмоциями и позицией автора. Прочитав мое сообщение, поймете почему.
Открытый доступ (ОД) в фондах библиотек не является чем-то новым. Форма работы в виде ОД была всегда, но в настоящее время она открывает себя на новом, прогрессивном уровне. ОД - это прогрессивное развитие, новый виток в обслуживании современных читателей. И все это опирается на современные технологии, а также потребности читателей.
ОД к фонду - создает лучшие условия для полного удовлетворения читательских запросов. И это не просто слова. При этом постепенно повышается и совершенствуется качество обслуживания. Начинаешь видеть и понимать плюсы и минусы такого обслуживания, совершенствуешь свою деятельность и создаешь информационный комфорт для пользователей. Очень важно, как организован и оформлен фонд. Да простят меня те, кто шифрует книги, но в условиях ОД иногда можно и пренебречь правилами и расставить фонд или его часть так, как будет удобно для данной библиотеки и ее контингента. Самое важное в ОД свободно и просто ориентироваться при поиске необходимых книг.
Не будем говорить про ОД на Западе. Уж слишком много у нас культурных, материальных и прочих различий. Лучше поговорим о главном плюсе ОД - это возможность в поисках одной книги обнаружить несколько изданий по той же тематике. При этом не надо пользоваться каталогами и заполнять требования (а ведь у многих с этим возникают большие проблемы!). А еще не надо стоять в очередях или просто ждать выполнения заказа. И, хотя в ОД присутствуют кафедры библиотекарей, сам фон и его организация предполагают "растворение" этого барьера между читателями и библиотекой. Открытость - это еще и снятие психологического барьера, удобство и простота для читателя. Хотя читатель должен быть подготовлен. И для этого в условиях ОД появляется такая функция библиотекаря, как консультант.
Может показаться, что ОД уменьшит количество работников. Нет! Скорее даже наоборот. В таких условиях нужны квалифицированные библиотекари, консультанты, библиотекарь или отдельный сотрудник, занимающийся сервисными услугами и т.д. А чтобы удовлетворить все запросы пользователей ОД должен быть оснащен качественной и разнообразной техникой - копировальной и компьютерной.
Вопрос сохранности фонда в таких условиях. Естественно, процент потерь будет, но не более, чем в любых других местах библиотеки.
Как не побояться и сделать из фонда ОД?
Из опыта могу сказать про следующие важные моменты, на которые стоит обратить внимание.
поиск своего стиля в оформлении
учет индивидуальных особенностей библиотеки и читателей
порядок расположения стеллажей должен создавать наилучшие условия для поиска
Поэтому надо не бояться открытого доступа, а просто все тщательно продумать, организовать, изучить опыт других и постараться сделать все максимально хорошо и без ошибок. Это сбережет вам и нервы, и фонд и привлечет читателей. Грамотный и умный подход в этом деле главное!