"По прозванью Каланча"

Mar 13, 2024 11:30


Мы знаем об этом человеке многое: и что он из дворянского рода, и что привычная нашему уху фамилия изначально читалась по-другому (сейчас ударение ставится иначе); мы знакомы с его творчеством с детства, а фильмы снятые его сыновьями были любимы нами в юности. Он был обласкан властью, на него обрушивались горы критики и даже сейчас, через 15 лет после его смерти (в очень преклонном возрасте), часто можно встретить нелестные отзывы о его жизни, деятельности, творчестве и человеческих качествах. Потомок российских дворянских родов, военный корреспондент, общественный деятель, обладатель многочисленных наград и премий, сценарист и просто великолепнейший детский поэт - сегодня, но 111 лет назад родился Сергей Владимирович Михалков. Обычно я рассказываю немного об авторах; о том, как всё начиналось, откуда пошло и чем закончилось (или нет). Но пересказывать биографию Михалкова вкратце - непростое дело, а по средам я люблю простые дела :). Поэтому, сегодня я расскажу вам истории о двух работах Сергея Владимировича.

В 2015 году сотрудники челябинского Объединенного госархива обнаружили неизвестный вариант стихотворения Михалкова военных времен с личной подписью автора, посвящённый Южному Уралу. 70 лет стихотворение "пряталось" в архиве, а когда-то оно было подарено поэтом делегации Челябинской области во время поездки на Северо-Западный фронт с подарками для бойцов к 25-й годовщине Красной Армии. В общеизвестном варианте есть строка "отправляется посылка, очень важная посылка, пионерская посылка неизвестному бойцу", в найденном - "отправляется посылка, очень важная посылка, из Челябинска посылка неизвестному бойцу". Ещё поэт изменил опубликованный в 1941 году в "Пионерской правде" текст, прибавив два четверостишия: про "мохнатые полотенца" и "пшеничные поллитровки". Таким образом Михалков хотел отблагодарить работников тыла за их вклад в дело помощи воинам.
[2 варианта стихотворения]Две нательные фуфайки,
На портянки - серой байки,
Чтоб ногам стоять в тепле
На снегу и на земле.
Меховые рукавицы,
Чтоб не страшен был мороз.
Чтоб с друзьями поделиться -
Десять пачек папирос.
Чтобы тело чисто было
После долгого пути,
Два куска простого мыла -
Лучше мыла не найти!
Земляничное варенье
Своего приготовленья, -
Наварили мы его,
Будто знали для кого!
Всё, что нужно для бритья,
Если бритва есть своя.
Было б время да вода -
Будешь выбритым всегда.
Нитки, ножницы, иголка -
Если что-нибудь порвёшь,
Сядешь где-нибудь под ёлкой
И спокойно всё зашьёшь.
Острый ножик перочинный -
Колбасу и сало режь! -
Банка каши со свининой -
Открывай её и ешь!
Всё завязано, зашито,
Крышка к ящику прибита -
Дело близится к концу.
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Пионерская посылка
Неизвестному бойцу!



Стихотворение о человеке "по фамилии Степанов и по имени Степан" не знает только тот, кто жил не в нашей стране :). Образ вездесущего милиционера не полностью выдумка, а само стихотворение Сергей Владимирович писал практически всю жизнь - изменяя и дополняя. В 22 года Сергей поехал в детский подмосковный лагерь, чтобы работать вожатым и там понял - детям не хватает настоящего героя, который жил бы с ними по соседству и своим примером доказывал - "у нас героем сможет быть любой". Первая часть поэмы была написана очень легко и уже в 1935 году в журнале "Пионер" она была напечатана. Дети были в восторге, но писать продолжение Михалков решил после того, как свой восторг выразили и Чуковский, и Маршак. Со временем изменилась профессия героя: это сейчас мы его знаем как милиционера, а изначально он был "обычным" советским великаном. Однажды поэт припарковал автомобиль в неположенном месте, к нему подошёл очень высокий милиционер. После знакомства с ним Михалков выяснил, что милиционер раньше служил на флоте, как и герой поэмы. И стал писать продолжение.

Сергей Владимирович часто общался с ребятами, обожавшими его стихи и один детсадовец спросил: "Дядя Серёжа, а есть ли у дяди Стёпы дети?". И в продолжении появился у великана богатырский сынок Егорка: "Богатырь, а не ребёнок! Как не верить чудесам? Вырастает из пелёнок, не по дням, а по часам". А в последней части Степан становится дедушкой - не служит на флоте, не работает в милиции, но путешествует, играет с пионерами в "Зарницу" и воспитывает их. Завершающая "серия" так и называется - "Дядя Стёпа - ветеран". И, подобно западному Дункану Маклауду, наш герой бессмертный: "Знают взрослые и дети, Весь читающий народ, Что, живя на белом свете, Дядя Степа не умрёт!". Как не умрут стихотворения самого Михалкова. Они уже выдержали проверку временем и не стали менее популярными среди маленьких читателей. Об этом я вам как специалист говорю :).
<[Полный текст стихотворения-поэмы]a href="https://www.culture.ru/poems/45240/dyadya-stepa" target="_blank">https://www.culture.ru/poems/45240/dyadya-stepa
[Первая публикация]

Первая публикация в "Пионере". Так торопились напечатать, что не успели подготовить иллюстрации. Вместо них разместили фотографии самого поэта.

Советская детская литература, Михалков, История книги, Поэты, Герои книг

Previous post Next post
Up