Квантовое богословие

Jun 18, 2013 02:03




В нашем обществе с некоторых пор получили известность  популярные изложения научных изысканий в области квантовой механики. Речь идет о зафиксированных в мире элементарных частиц нарушениях закона сохранения массы и энергии, а также (и это, вероятно, главное) об изменениях в поведении частиц, когда эти самые частицы становятся объектами научного наблюдения.

Не берусь судить, насколько такие феномены реальны и не являются ли итогом научного заблуждения. Зато смело могу назвать категорию граждан, испытывающих преувеличенное возбуждение по поводу, казалось бы, узко специальных вопросов. Вы, вероятно, тоже знаете, кто эти граждане. Да-да, замешанные на буддизме оккультисты, то есть блавацкисты, рериховцы и прочие поклонники адаптированной каббалы.


"Вот видите,- заявляют они,- материальный мир - это иллюзия, изменяющаяся под влиянием наших представлений об окружающей действительности".

"Мы же говорили,- вторят им другие,- что магия - это разновидность науки; исследования доказали возможность влияния духовной энергии на материальный мир".

Ах, господа, стоит ли столько шума поднимать по пустякам! Не знаю, как ведут себя элементарные частицы, оказавшись объектами научного исследования, для православного человека это не важно, потому что его знания о влиянии духовных энергий на мироздание не требуют научных комментариев. Вспомним, хотя бы, такой библейский текст: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт.1:1). Более очевидное влияние, чем акт творения, трудно себе представить.

Насчет иллюзорности окружающего мира даже спорить не стану, замечу только, что подобный вывод никак логически не следует из каких бы то ни было флюктуаций в поведении элементарных частиц. Из факта влияния наблюдателя на исход эксперимента скорее уж можно сделать вывод, что человек изначально одарен властью над материей. Вспомним снова библейский текст: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт.1:26-28).

Власть над всем сотворенным подразумевает возможность проявлять эту власть, то есть способность изменять материальный мир по собственной воле. Разумеется, не ружьем и не лопатой. Такие протезы стали необходимы лишь после того, как грехопадение в значительной степени разрушило изначальные способности, заложенные в человеке. Человек, каким он был сотворён, должен менять мир словом.

Cовременники вочеловечения Божия услышали и донесли до нас такое свидетельство Христа: "Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет" (Мф. 21:21-22). Собеседники Христа были людьми с генофондом, накопившим ошибки многих поколений падшего человечества. Если поврежденные люди способны двигать горы, то Адам до грехопадения, без всякого сомнения, был способен зажигать и гасить галактики.

Так что же,- спросят у меня,- значит не правы те богословы, которые уверяют, будто бы магия творится силою бесовскою? Выходит, маг просто обращается к способностям, дремлющим в самом человеке?

Богословы, безусловно, правы. Но понимание их правоты невозможно без небольшого экскурса в историю болезни человеческого рода. Итак.

Думаю, никому не придёт в голову спорить с тем, что воздействие духа на материю требует достаточно внятного волевого импульса, не содержащего в себе неопределённостей и противоречий. Но беда в том, что повреждение человеческой природы состоит в расщеплении личности на три самостоятельно действующие составляющие: ум, чувства и потребности тела. Изначальная целостность Адама, необходимая для управления тварным миром, извратилась в бесконечные внутренние конфликты. "У меня сложный и противоречивый внутренний мир,"- говорят иной раз про себя представители творческих профессий, предполагая, что подчеркивает тем самым собственную утонченность. На самом же деле они констатируют лишь крайнюю степень разложения собственной личности. Человек, полный противоречий, априори не способен сосредоточить свои способности для сколько-нибудь целенаправленного волевого усилия. Его состояние ярко описано в басне Крылова "Лебедь, рак и щука". Помните? - "Поклажа бы для них казалась и легка: да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду". А если конкретнее, то просит, к примеру, вас супруга гору в море уронить, мол она вид из окна портит, - ну вы находите, конечно, свободную минутку, на гору взор устремляете, произносите все, что подобает в подобных случаях, что-нибудь наподобие: верзись, о гора, в море! И очень хочется вам жене угодить, и в возможности успешного исхода, вроде, не сомневаетесь... Но в голове у вас шевелится мысль:"А как бы климат себе не испортить подобными перестановками"; а на сердце у вас стройные ножки новой секретарши вашего директора; а еще вам совершенно некстати приспичило полакомиться бужениной под соевым соусом. Поверьте, в подобном сумбуре даже элементарная частица не разберется, не говоря уже о горе. Потому и стоят эти самые горы на своих местах, туда-сюда не перескакивают.

Но есть все же люди, которые кой на какие чудеса способны. Как же им удаётся транслировать в пространство что-то, кроме обычного белого шума, состоящего из разноречивых мыслей, пожеланий и чувств?

Известны два разных способа добиться относительного внутреннего единства, достаточного для проявления способности влиять на материальный мир не механическими средствами. Во-первых, такого единства можно добиться фанатическим служением какой-либо греховной страсти. В роли такой страсти обычно не может выступать блуд или чревоугодие, потому что в своем развитии они приводят к пресыщенности и через то к ослаблению в человеке волевого начала. Гордость и сребролюбие - совсем иное дело. Зародившись в душе, страсти эти в скором времени полностью подчиняют себе всю природу человека, делая из него бессловесного раба. Все, что не служит этой страсти, вскоре умирает или замирает до полного нечувствия: совесть, родительская любовь, естественное сострадание, - всему этому не остается места в душе морального калеки. Духовный инвалид становится легкой добычей для сил бесовских, которые уже сознательно выжигают в нем остатки человечности, подменяя прежнюю личность своими похотениями. Понятно, что теперь воля несчастного действует вполне целенаправленно, не отклоняясь от воли беса-куратора. "Я не имею права на человеческие чувства",- признался мне как-то в разговоре один архат и был по-своему прав: он не сможет быть архатом, если вновь станет человеком.

Путь, о котором я рассказал, есть путь самоубийственный, путь тьмы, путь магии. Потому и предостерегают богословы излишне доверчивых искателей могущества и славы от экспериментов с оккультными практиками.

Но есть и другой путь к достижению внутренней целостности. Этот путь состоит в искреннем служении Богу. Понятно, что для подвижника способность творить чудеса не может являться целью.  Он ищет богообщения, в котором только и можно обрести истинное счастье. И, тем не менее, искренне верующий человек рано или поздно по благодати получает возможность перенаправить в единое русло разнонаправленные составляющие ума, души и тела. Это уже не оскопление личности, как в случае с практикующими оккультистами. Это - возвращение человеку гармонического здоровья. Подвижник, с Божией помощью достигший внутренней целостности, естественным путем становится чудотворцем.

Таким образом, только в Боге человек может отчасти восстановить в себе изначального Адама. На путях магии личность сталкивается с демоническими силами и, ради эфемерного могущества, превращается в духовного инвалида.

А квантовая механика... Оставим ее профессионалам, так будет правильно.

квантовая физика, теория, наука, Адам, каббала, оккультизм, библейская история

Previous post Next post
Up