строчка

Mar 01, 2016 13:20

Вдруг пришло в голову ( Read more... )

ближняя история

Leave a comment

Comments 14

taki_net March 1 2016, 12:35:26 UTC
Пришли, обвинили, исключили из партии, был на грани исключения из СП, не печатали несколько лет, вычищали из титров и литобзоров.

Reply

bgmt March 1 2016, 12:50:11 UTC
за эту вот строчку? Не похоже. Я погуглил, хотя, конечно, тут ссылки могут врать. Песню он написал, оказывается, в 56м. Т.е ровно когда он в эту партию вступил, если верить википедии. Исключили его в 72, за "посевовское" издание. Ему грозило исключение за поддержку Синявского и Даниэля, но он покаялся в ЛГ и его не исключили. Всё это никак не влияет на мои представления о том, что бывало и что не бывало; не влияет и то, что не заметили этой строчки - но не заметили, и это пост фактум, сравнивая с сейчас, забавно.

Reply

taki_net March 1 2016, 15:07:31 UTC
За совокупность строчек, конечно. До 1968 года (до скандала с Галичем в Новосибирске) власти старались песни не замечать.

Reply

bgmt March 1 2016, 15:22:10 UTC
верно, но всё же конкретно - за поддержку судимых по 58 статье и за публикацию в сугубо антисоветском издательстве. А так - с 56 года как бы не замечали. А строчка ведь прямо для какого-нибудь нынешнего учебника "как распознать русофоба".

Reply


roving_wiretrap March 1 2016, 14:30:48 UTC
Ну да, просто не публиковали и пластинок не издавали и в прессе поругивали. А редактора журнала "Сельская молодежь", который опубликовал подборку Окуджавы (включая "Про черного кота") сняли за это с работы.

А вообще приходили к поэтам и писателям и исключали и чего только не было. Даже в самые вегетарианские времена.

Reply

bgmt March 2 2016, 14:02:44 UTC
Конечно, было. Но - как пишет ниже Лейбов - за ЛИТОВАННЫЙ текст. (Ну или за изданный за границей). То пространство, в котором существовали песни Окуджавы, настолько не существовало для государства, что в результате оно оказывалось пространством свободы. Это очень интересный парадокс, и он распространяется ещё на многое - мне кажется (что, конечно, недоказуемо), что я сейчас, живи я в России, чувствовал бы большую несвободу, чем тогда; иначе сконфигурированную, конечно, так что "большее" или "меньшее" теряют ясный смысл, но однако.

Reply

roving_wiretrap March 2 2016, 14:19:06 UTC
+++То пространство, в котором существовали песни Окуджавы, настолько не существовало для государства, что в результате оно оказывалось пространством свободы+++ Я бы сказал несколько иначе: в той степени, в которой оно не существовало для государства - это было пространство свободы. Сначала такого рода песенное творчество почти не интересовало государство и это было довольно большое пространство свободы и именно поэтому в него потянулись всякие хорошие люди. Потом стало посложнее. Окуджава, кстати, когда начинал, хотел петь свои песни на бульварах. Ему говорили: ты с ума сошел, тебя же арестуют. И действительно арестовали бы, безотносительно к содержанию песен. В этой степени государство уже интересовалось песнями (когда они становились реально публичными) и пространство свободы тут заканчивалось. Сейчас можно петь на улице (с некоторыми оговорками), можно писать и распространять свои песни. Хотя конечно чувство свободы очень субъективное.

Reply

bgmt March 3 2016, 19:37:00 UTC
Я совершенно не возражаю против вашей формулировки, моя и мне не нравилась, но тем не менее тут есть явление, которое хорошо бы исследовать. Это пространство свободы, про которое я говорю - это те самые кухни, про которые Ким, это страта "своих", немножко разных для разных применений, но всё равно очень чётко ощущавшееся пространство именно свободы в мире несвободы, дом, гнездо, отдушина. Сейчас, живя во Франции давно, я понимаю, что потребность в этом не абсолютна, что если ты чувствуешь себя свободным в большом внешнем мире, то нора не нужна. (Но кому-то, кто в том же мире чувствует себя иначе, нужна). Но мне кажется, что окажись я сейчас в России, мне бы невероятно не хватало такой норы. Она ведь была большая. Сейчас принято высмеивать того же Окуджавы "Возьмёмся за руки, друзья". А ведь это было очень сильно. Без этого вымерли бы. И этого сейчас нет, насколько я понимаю. В этом свете очень многое приобретает другой смысл; вот - тоже высмеиваемое - то, что тогда никак не называлось, а потом стало называться КСП; зачем нужны были ( ... )

Reply


r_l March 1 2016, 21:18:37 UTC
А это же не литованный текст, его как бы и не было.

Reply

bgmt March 1 2016, 22:29:15 UTC
ну так в том и разница с сейчас. Произвол был как бы больше - но и пространство частной жизни было лучше ограждено, ну или как-то так. Наверно, это надо иначе сформулировать, чтоб не вышло, что было прекрасно. Хотя это ведь не частная жизнь. Но это пласт жизни, в который государство и прочее не относящееся к нему общество вообще не лезло.

Reply


prividenie_ja March 2 2016, 14:04:07 UTC
Вот это стихотворение 77-го года, но посадили автора за него (и ещё несколько) в 82-м. Интересно, какие выводы можно сделать?

Reply


Leave a comment

Up