Синявский

Feb 25, 2016 23:16

Сегодня, оказывается, годовщина смерти Синявского, 19 уже лет. Время летит, мне казалось меньше.
Имя не на слуху. Как можно забыть писателя такой точности и тонкости? Не знаю, но забыли ведь - почти все, кроме, может быть, тех, что были с ним знакомы.

Вот Наталья Геворкян опубликовала фотографию его с собакой Мотечкой:

Read more... )

Синявский

Leave a comment

erdferkel March 2 2016, 00:11:54 UTC
Мне представляется очень некорректным употребление в таком контексте (для обозначения не вовлеченной в конфликт группы, а прямо субъекта воли или действия) обобщающих слов вроде "мусульмане" и "русская интеллигенция" (вот еще другие авторы сейчас часто в таком же ключе говорят "украинцы"), но это побочное ответвление.

В юности в 80-е - во времена афганской войны и возрастающего процента молодых людей мужского пола, призываемых на срочную службу в армию (школу самой похабной ксенофобии для немалой части позднесоветской молодежи), - у меня было четкое впечатление, что напряженность между, условно говоря, "русскими" и "советским Югом" (вот здесь именно в смысле "вовлекаемых групп") - одна из опаснейших болевых точек нашего общества, и трогать ее, во всяком случае, впрямую разжигать эту напряженность, - чревато погромом и резней. Собственно, примерно то же, о чем писали Беннигсен и Каррер д'Анкосс, только, насколько помню, во внутрисоветских делах я не придавал большого значения исламу, а видел просто этнический конфликт (и тут, похоже, был не очень прав, с учетом того, что в постсоветский период существенно более масштабно полыхнуло по этой линии именно там, где были сильнее всего укоренены неофициальные "антисистемные" исламские структуры - в Таджикистане и на Северном Кавказе, а в других местах конфликтный фон был и сохраняется, но общий ход событий определяется не им).

Из текста Розановой видно, что Синявский чувствовал еще в 60-е или начале 70-х, насколько это может быть "горячо", и Розанова через него тоже чувствовала. С таким пониманием содействовать соответствующим структурам в разжигании этого конфликта... дело, я бы сказал, специфическое. При этом еще как-то более понятен вариант, когда так ведет себя человек, реально фанатично ненавидящий "советскую власть", наподобие Буковского (ну или, по Вашему самоописанию здесь, Вас...), - типа, "возможные жертвы оправданы, если в итоге сгинет Империя Зла". Но Синявский и Розанова как раз от всякой фанатичной ненависти вроде как отмежевывались; и вот такое сочетание, по моим понятиям, патологично. Ну то есть по-простому - люди вписались в диверсионную войну с потенциально очень неслабыми последствиями для масс не особенно причастного народа, не имея за душой адекватных, по моим понятиям, мотивов для этого. (Что Синявский к этому отношения не имел - ну, не знаю, Розанова пишет: "мы подружились с Беннигсеном"; "мы" - это, я так понимаю, вместе с Синявским. Что Беннигсен был крупный и компетентный ученый, я сомнению не подвергаю; есть, однако, такой стереотип, что всякий крупный востоковед, специализирующийся на новейшей истории и современности, - одновременно по факту крупный сотрудник спецслужб; этот стереотип, может быть, не всегда верен, но к Беннигсену явно применим.)

Reply


Leave a comment

Up