Синявский

Feb 25, 2016 23:16

Сегодня, оказывается, годовщина смерти Синявского, 19 уже лет. Время летит, мне казалось меньше.
Имя не на слуху. Как можно забыть писателя такой точности и тонкости? Не знаю, но забыли ведь - почти все, кроме, может быть, тех, что были с ним знакомы.

Вот Наталья Геворкян опубликовала фотографию его с собакой Мотечкой:


Я помню, как я у них был и Марья сказала мне о том, что у Синявского рак. Тихо, чтобы он не услышал. ("Бегемот, пойдите сюда" - она всегда звала меня "Бегемот" (и зовёт) и на "вы"). У неё всё время была надежда. Она кормила его чем-то из акулы - потому что у акул не бывает рака (не знаю, так ли это). Она пробовала всё, что давало какую-то надежду, и бывали ремиссии, хотя вряд ли от этого. Приезжал надолго из Москвы бывший физик, алкоголик, чудестный человек Супер (не знаю, как его звали на самом деле, все звали Супер), он ухаживал за Синявским как нянька, но только очень сильная нянька, он мог его отнести на второй этаж. Синявский работал практически до конца. Печатал на самом старом "Макинтоше" - кажется, SE30 он назывался, у меня тоже такой был - с экраном как у телевизора "КВН". Не помню, когда он перестал читать лекции в Большом дворце, чудесные были лекции, жаль не было диктофона. (UPDATE: оказывается, лекции есть на "Второй литературе", но это лекции восьмидесятых годов, я слушал в девяностые, и они наверняка разные).

Синявского травили, как же без этого. Та русская эмиграция, которая вокруг газеты "Русская мысль", и лично редактор её Иловайская. (Сейчас её дело продолжает бывший диссидент Григорьянц, очень жаль, ссылку давать противно). Иловайская умудрилась назавтра после смерти Синявского опубликовать в Corriere della Sera (у неё были обширные связи с Италией) статью, которая у меня есть и которая ценнейший обвинительный документ, показывающий очередной раз, что ненависть к советской власти и любому другому отвратительному режиму - вовсе не гарантия порядочности. (Впрочем, такая же эмиграция травила Цветаеву). Она не решилась её опубликовать по-русски даже в собственной "Русской мысли". Поток лжи там - теперь мне есть, с чем его сравнить, теперь у нас есть мера в виде российской медии. Но в частности, там было про то, что Синявский исписался, что очень давно не работает, и что она это знает, потому что, написала она, была у них незадолго до его смерти. А Марья её и на порог бы не пустила.
Марью это очень волновало. Иловайская, Воронель, разное. А Синявский просто писал.

Я публиковал этот отрывок пару раз, но давно. Из "Мыслей врасплох".

"Может быть, жизнь состоит в выращивании души, да, да, той самой, бессмертной, что тебя сменит и улетит прочь. Точнее говоря, душа не растет, не развивается, но скрытно в тебе пребывает, пока ты созреваешь до того, что вступаешь с нею в более или менее тесный контакт. Надо, чтобы душа тебя запомнила, с тобой подружилась и по знакомству сохранила частицу твоей личности. В этом смысл выражения: «пора о душе подумать». То есть пора позаботиться о том, чтобы завязать со своей душой прочные отношения, чтобы твоя душа о тебе подумала.
Вряд ли у людей бывают скверные души (разве что в человеке поселится чужая, нелюдская душа). Распоследние негодяи уверены, что «в глубине души» они всё же хорошие. А об окончательно плохом человеке говорят, что у него «души нет». На самом деле душа, возможно, еще в нем остается, но уходит так глубоко, что уже не имеет к нему никакого касательства.
«Погубить душу» нельзя, а можно погубить себя, потеряв душу. Душа от тебя не зависит, но ты от нее зависишь и находишься у нее под опекой, если успеешь это заметить."

Синявский

Previous post Next post
Up