Сходил вчера на концерт Аркадия Володося, которого, к сожалению, никогда ранее не слышал. Оказывается, совершенно замечательный пианист! В основной программе исполнял Брамса и Шуберта.
Первая вещь Брамса, загадочно именуемая "Тема с вариациями" (op. 18), застала меня врасплох. С первых нот я осознал, что это нечто очень знакомое, и где-то минуты через пол вспомнил: это же музыка из Секстета! В перерыве добрался до программки и подтвердил: действительно, фортепианное переложение второй части Первого секстета с вариациями, написанное ко дню рождения Клары Шуман по ее собственной просьбе. Конечно, просьба Клары - это святое, но получилась вещь довольно куцая: в голове-то звучит секстет, который побогаче будет и для которого неслучайно эта музыка предназначена. Но для домашнего пользования в отсутствии ансамбля и записи, пожалуй, можно.
Далее - восемь брамсовских миниатюр из опуса 76. Тут обошлось без сюрпризов, и без параллельного звучания секстета в голове можно было полностью сконцентрироваться на фортепиано и великолепной чуткой игре Володося. Это был отличный разогрев ко второй части концерта, в которой была исполнена последняя соната Шуберта, одно из немногих его произведений, которое я по-настоящему люблю (особенно первые две главные части). Поражает, насколько широк у Аркадия диапазон piano, и при этом каждую нотку чётко слышно, независимо от того, насколько тихо она сыграна. Полагаю, что этому диапазону громкости соответсвует целый спектр нажатий на клавиши фортепиано. Удивительно чистое, прозрачное и мягкое звучание. Безупречное исполнение этой сонаты.
Третья часть концерта состояла из четырёх бисов: Менуэт Шуберта, "Jeunes filles au jardin" Федерико Момпоу, Малагенья Эрнесто Лекуоны в собственной аранжировке пианиста и одно из поздних Интермеццо Брамса (эти поздние миниатюры я больше люблю, чем 76-ой опус). Публика долго не отпускала, и четыре внепрограммных пьески - достойное вознаграждение.
По пути домой из Барбикана наткнулись на
дерево Мендельсона... Сколько раз я ходил по барбикановскому лабиринту, но дерево увидел впервые. Вот он, кусок ствола, огороженный уродливым заборчиком.
В общем, история такая, хотите - верьте, хотите - нет. Полено принадлежит 500-летнему буку, завалившемуся во время грозы в лесу графства Бакингемшир в январе 1990-го года. Судя по всему, именно этот лес облюбовал Феликс Мендельсон во время своих частых путешествий в Англию. По легенде, именно сидя под этим буком Мендельсон искал вдохновение для новых сочинений.