Как я уже
писал ранее, одной из самых замечательных музыкальных традиций Вашингтона являются ежегодные сезоны камерных концертов в Библиотеке Конгресса. Билеты на все концерты совершенно бесплатные и распределяются онлайн дважды в год, на полугодие вперёд. В этот раз я подготовился заранее и был на страже в 10 утра 4 января сего года, в результате чего мне удалось зарезервировать места на несколько очень интересных концертов. Сегодня состоялся первый из них. Квартет
Pacifica и композитор/кларнетист
Йорг Видман представили любопытную программу, предложив два рода музыки, которые я регулярно "заставляю" себя слушать: современные сочинения и музыку выдающихся и многими любимых композиторов, которые лично мне доселе особо в душу не запали.
В роли последних сегодня выступили Йозеф Гайдн и Карл Мария фон Вебер, начав и закончив программу, соотвественно. Началась программа соль-мажорным квартетом Гайдна (op. 76.1). Приятнейшее сочинение, стройное, с фирменным гайдновским юмором и лиричной медленной частью. Никаких эксцессов или неожиданностей, все гладко и чисто в смычках пасификов. Завершилась программа кларнетным квинтетом Вебера, эдаким виртуозным концертом для кларнета с мини-оркестром. Отличная бодрая штука - рекомендую незнакомым ознакомится. Видману и квартетчикам высшие баллы за исполнение.
Но самое интересное оказалось посередине - Третий "Охотничий" квартет Йорга Видмана, выступившего сегодня сразу в двух ипостасях. Сначала Видман сказал несколько слов об этом квартете, третьем в
цикле из пяти. Собственно цикл по задумке композитора соответствует пяти традиционным частям струнного квартета и представляет собой как бы размышление на тему типичных для сочинений в этом жанре элементов. Третий квартет - размышление о скерцо. Как сказал автор, скерцо началось с шуток у Гайдна, приобрело мрачный оттенок у Бетховена и почти совсем перестало быть смешным у Малера или Шостаковича. Эта эволюция скерцо отражена в короткой, но чрезвычайно насыщенной "охоте" Видмана, в результате которой четверо охотников-музыкантов постепенно становятся добычей. Сочинение полно драйва и экспериментов со звуком. Его интересно не только слышать, но и видеть: музыканты, не жалея инструментов, чётко следуют указаниям композитора, создавая необыкновенную палитру звуков, со скрежетом, стуком, визгом и лязгом. Вишенка на этом вкуснейшем торте - периодические "вскрики" музыкантов, бравурные и не очень. В целом квартет чем-то мне напомнил
Absolute Jest Адамса по задумке. Но если Адамс препарировал позднего Бетховена, то Видман препарировал сам жанр квартетного скерцо, и вдобавок там имеется как прямое, так и искаженное цитирование шумановских "Бабочек". Очень интересная получилась брутальная и в конечном счете неудавшаяся охота на бабочек.
Click to view
В общем, Йорг Видман, приятно с Вами познакомиться. Буду внимательно следить. Кстати, наша уважаемая подруга совсем недавно
исполняла оркестровую "Песнь" Видмана и даже ее похвалила. Так что уже целых два положительных наблюдения.