Джон Адамс, мой любимый из ныне здравствующих современных композиторов, продолжает радовать. Послушал на днях его новую концертную запись, вышедшую в этом году. Там, наряду со ставшей уже классикой Grand Pianola Music (1982), разместилось довольно новое произведение Адамса Absolute Jest (2011). Дирижируют симфоническим оркестром Сан-Франциско сам Джон Адамс и Майкл Тилсон Томас, соответственно.
Absolute Jest для струнного квартета и оркестра - своеобразный homage позднему Бетховену. Все произведение построено на мотивах из ряда произведений великого Людвига, особенно его поздних квартетов. По словам Адамса, идея подобного сочинения возникла у него после очередного прослушивания "Пульчинеллы" Стравинского. Как известно, сей балет основан на музыке Перголези (и, судя по всему, некоторых других композиторов 18-го века). Пропустив эту музыку через свой "фильтр", или, как говорит Адамс в приведенном ниже видео, "Stravinsky machine", ИФ и создал свой балет. Адамс, большой поклонник (как и все мы) поздних квартетов Бетховена, решил "отфильтровать" похожим образом его музыку и создать свое мега-скерцо в шести коротких частях. Так родилась Absolute Jest.
Мне кажется, что получилось отлично, то есть так, как и было задумано: поздний Бетховен в королевстве кривых зеркал Джона Адамса. В общем, судите сами. На Ютьюбе и Apple Music можно найти
все части, если понравилось. Пуристам не рекомендуется :)
Click to view
Очень мне понравилась сама идея классики, пропущенной через современный фильтр. Конечно, многие композиторы занимались чем-то похожим. В основном, такие опыты нам известны в жанре "Вариации на тему X". Но Absolute Jest - это всё же несколько другое. Наверное, ближе к "Пульчинелле" и "Поцелую феи" Стравинского.
Наиболее близкая аналогия тому, что сделал Адамс с Бетховеном, возникла у меня из живописи. Absolute Jest подобна тому, как Пикассо поступил с "Менинами" Веласкеса, "Завтраком на траве" Мане или "Алжирскими женщинами" Делакруа. Ну или что Дали вытворял с "Анжелюсом" Милле, одной из своих многих навязчивых идей.
Оригинал - Las Meninas Диего Веласкеса
Фильтр (одна из вариаций) Пабло Пикассо.
Оригинал - "Завтрак на траве" Эдуарда Мане
Версия Пикассо
Оригинал - "Алжирские женщины" Эжена Делакруа
И снова версия Пикассо
Оригинал - "Анжелюс" Жана-Франсуа Милле
А теперь версии Сальвадора Дали.
Буду благодарен, если поделитесь другими примерами "фильтрованной классики" из музыки, живописи и прочих видов искусства (современные постановки опер не в счёт, поскольку музыка и либретто остаются, как правило, неизменными). Очень, по-моему, интересная тема.