Паттадакал - древний храмовый город, считается одним из выдающихся образцов древней индуистской архитектуры.
Паттадакал расположен примерно в 20 километрах от Бадами, древней столицы династии Чалукья, которая правила южной Индией на протяжении нескольких столетий. Впрочем, про Бадами и Чалукья я уже рассказывал тут
https://bfish.livejournal.com/287668.html Храмы Паттадакала были воздвигнуты во время расцвета Чалукья в VII и VIII веках нашей эры. Паттадакал считался священным городом и именно здесь, а не в столице, проходили коронации правителей.
Считается, что храмы Паттадакала сочетают в себе два архитектурных стиля - дравидскую архитектуру Чалукья и более северную архитектуру Нагара (по 4 храма в каждом из стилей). Но, честно говоря, я эти нюансы различить не смог, поэтому просто буду говорить о более общем понятии - индуистской архитектуре.
Структура индуистского храма:
Важнейшей частью индуистского храма является гарбхагриха (санскр. गर्भगॄह, «держатель зародыша», «чрево храма»). Это главная святая святых, где хранится основная статуя божества и расположен "алтарь". (Удивительно, насколько схожи основные элементы религии в совершенно разных культурах!)
Гарбхагриха обычно имеет кубическую форму.
Сверху над святилищем расположена ярусная башня “вимана”, она выполняет ту же роль, что и купол в более близкой нам европейской и ближневосточной архитектуре, а именно делает храм высоким и заметным строением. Но вимана в отличие от купола не имеет внутреннего пространства.
Перед святилищем обычно располагается большой колонный зал прямоугольной формы - мандапа. Это место, где собираются верующие и совершаются молитвы и другие церемонии. Но это только в крупных храмах. В небольших храмах все происходит просто на улице перед храмом. В очень больших храмах между мандапой и святилищем расположена антарала - небольшое помещение, отделяющее верующих от алтаря.
Вооружившись этой теоретической базой, можем теперь осмотреть храмы по порядку от входа вглубь. Сам храмовый город, кстати, небольшой, 300 метров в длину, снабжен удобными дорожками и газонами. Фактически ходишь как в музее. Ну только обезьяны, пожалуй, нарушают это впечатление.
Первый храм (скорее часовня) Kadasiddheshwara как и большинство храмов в этой местности посвящен Шиве. Внутри небольшое пространство, в центре которого расположен лингам на специальной платформе. Вместо виманы часовню венчает башня Шикхара, символизирующая гору Меру. Смысл у нее примерно тот же, но это выдает принадлежность постройки к северному архитектурному стилю Нагара.
Дальше две постройки, расположенные друг против друга, - это Jambulingeshwara (или Jambulinga) и более крупный Galaganatha. Оба тоже в северном стиле.
Следующий храм - Chandrashekhara, представляет собой минимальную комплектацию индуистского храма. По сути это просто каменный куб с дверью на платформе. Внутри, конечно же, лингам Шивы, как и во всех предыдущих храмах.
Обратите внимание на маленькую платформу перед храмом. Это место где когда-то стояла статуя священного быка Нанди.
Сразу за ним расположен большой храм Sangameshwara , относящийся уже к южному дравидском архитектурному стилю. (Я все еще не очень понимаю в чем разница). В передней части храма - большой открытый зал мандапа с квадратными колоннами. Конечно по своему изяществу ему далеко до резных мандап Виджаянагара, но он и почти на тысячу лет древнее.
Чуть в стороне еще один небольшой храм Kashi Vishwanatha, состоящий только из святилища и башни. Напротив него на каменной платформе сидит священный бык Нанди.
Следующий храм Mallikarjuna гораздо больше всех предыдущих.
Перед его дверями также восседает изваяние священного быка:
Внутри просторные залы, украшенные причудливой резьбой, и ряды колонн теряющиеся в полумраке.
Стены снаружи тоже покрыты искусной резьбой и изваяниями, изрядно потрепанными временем. Говорят, что они изображают сцены из индийских эпосов Махабхараты и Рамаяны.
Сверху смотрят каменные слоны и другие причудливые создания:
Последний храм - Virupaksha - самый большой и, по всей видимости, действующий. Перед входом в отдельном павильоне (мандапе) разлегся бык Нанди, которого выпасает специальный брамин (по большей части он следит за тем, чтобы на быка не забирались индийские школьники из экскурсий).
Внутри все как и в предыдущем храме, но есть смотрители и сильно накурено благовониями.
Статуя со следами жертвоприношений:
Скульптуры, охраняющие ворота:
Любопытный каменный Нанди заглядывает в темное нутро храма:
На этом список храмов заканчивается. Есть еще два (один из которых джайнистский), но они расположены в стороне от города и мы туда не попали.
Напоследок еще несколько фотографий Паттадакала:
Древняя индийская видеокарта с вентиляторами:
Иногда из храмов передают сигналы в космос… Так, нет, стоп, этот слайд пропускаем, он попал сюда по ошибке….
Да, если вдруг почему-то так сложилось, что вы ни разу в жизни не видели
лингам, то привожу тут фотографию (исключительно в образовательных целях):
Вот, пожалуй, и все.
Практические советы:
- Храмовый город небольшой и его вполне реально осмотреть за пару часов. Но место ужасно фотогеничное, поэтому можно залипнуть.
- Иногда набегает толпа школьников с экскурсии, надо просто подождать, через пять минут они убегут дальше.
- Никаких особенных сложностей с посещением Паттадакала нет, кроме стандартных для индийской глубинки (транспорт, еда, индийские отели).
- Это, конечно, гребеня. Но если вы уже добрались до Бадами, то до Паттадакала рукой подать.
Ссылки: