Нужно ли писателю литературное образование?

Nov 12, 2011 10:28

Сразу скажу: да, нужно.
Посмотрела писательские биографии. Большинство известных, значимых современных писателей имеют профильное образование. Они окончили Литинститут, филфаки и журфаки университетов, сценарный факультет ВГИКа. Среди них Довлатов, Веллер, Токарева, Пелевин, Прилепин, Быков, Толстая, Акунин… Список можно продолжить.
Лишь малая часть известных авторов не имеет литературного образования.

Сейчас книжный рынок изобилует творениями, написанными непрофессионалами. Когда начинаешь читать эти произведения, то любительский уровень сразу бросается в глаза. Да, порой эти книги написаны достаточно увлекательно, но все же в них нет той шлифовки, которая делает текст по-настоящему мастерским, профессиональным. В этих книгах - посредственный стиль, язык, сюжеты построены по-любительски и т. д.

Конечно, бывает, что человек и без литературного образования становится большим писателем. Например, Шукшин (окончил режиссерский фак-т ВГИКа).
Улицкая и Рубина тоже имеют за плечами другие вузы: Улицкая - биофак, Рубина - консерваторию. Но эти писатели являются исключением, а оно, как известно, подтверждает правило.

Согласитесь, любым делом должен заниматься мастер. Мастерство и профессионализм всегда видны, так же, как их отсутствие.
Раньше чтобы научиться делать табуретки, скрипки, писать картины, молодых людей отдавали в обучение к Мастеру. А сейчас? Все, кто окончили школу и научились стучать по клавиатуре, считают, что этого достаточно, чтобы заняться писательским трудом.

Если человек не имеет корочек Литинститута или филфака, то пусть хотя бы окончит литературные курсы или обучается в творческих объединениях, читает книги по профессии, набирается мастерства в избранном деле.
Конечно, самообразование не дает гарантии, что человек сможет написать талантливую книгу. Но хотя бы школу-то оно дает!
Предваряя вопросы, скажу, что хотя я пишу нон-фикшн, перечитала массу книг и статей по литературному мастерству. Читала даже то, что относится к созданию художественных произведений. Мне это было очень интересно!

В последнее время книгоиздание пожинает плоды непритязательного отбора рукописей.
Приведу пример из другой отрасли, из начала 90-х. Тогда развелось множество мелких швейных фирмочек, которые шили куртки, ветровки, кожаные пальто и пр., и торговали этим на рынках. Вещи были доморощенными, на уровне кружка домоводства. Но пипл хавал! Тогда, в начале 90-х, пипл хавал все, потому что он слаще морковки ничего не ел :)

Но сейчас ситуация изменилась, покупатели стали гораздо требовательнее. Маленькие фирмочки, строчившие самопал, не выдержали конкуренции и канули в Лету. Остались лишь те, в которых работали профессионалы. Эти фирмы укрупнились, выросли, стали производить товар достойного качества.

Почему-то в книжном бизнесе этот процесс идет с большим опозданием. Но сейчас всем его участникам стало ясно, что пора прекратить выпускать самопал. А значит, надо ужесточить требования к качеству выпускаемой продукции. Следовательно, и к приему рукописей.

Любым делом должны заниматься профи. Если у писателя нет корочек Литинститута, то ему необходимо хотя бы солидное, основательное литературное самообразование, надеюсь, вы с этим согласны?
____________________________
АПДЕЙТ.
ЛЖ-Таймс поместил у себя ссылку на этот пост, посчитав его интересным для пользователей ЖЖ.
К сожалению, слава не всегда приносит радость :) После этого в пост прибежали люди, далекие от темы, которые восприняли пост как площадку для флуда и троллинга.
Поэтому прошу участников сообщества "Без_Воды" принять это во внимание, не удивляться присутствию троллей и воздержаться от ненужных дебатов.

литературное мастерство, писатель, книгоиздание

Previous post Next post
Up