Кунфуистически гениальное начало

Nov 10, 2011 15:46

На днях посмотрел мультфильм «Кунфу Панда». Сразу в него влюбился, да и как можно не влюбиться в идеальное творение Голливуда, если в нем есть все: красивые пейзажи и здания загадочного Китая, трехмерная графика, изумительная музыка Ханса Зиммера, главный герой - панда, которого обожают все, и великолепный сюжет. Поэтому мне захотелось написать о том, чему кунфуистический гений создателей картины может научить нас, начинающих писателей.


Панду любят все!

Недавно прочитал книгу советов для писателей Hooked (Поймать на крючок) Леса Эджертона. По его мнению нельзя начинать книгу: 1. Описанием сна, 2. Звонком будильника (просыпанием героя), 3. Нелепой веселостью, 4. Сплошным текстом без диалогов и, как ни странно, 5. Диалогом, когда непонятно, кто разговаривает. Лес говорит, что у редакторов сразу возникает аллергия на такие «красные флажки», так как они означают, что текст написал начинающий автор. А значит велика вероятность, что рукопись будет выброшена в корзину.

Лес Эджертон писал для американцев, которые помешаны на голливудском кино. Пожалуй, там не найти писателя, который бы не мечтал написать книгу, по которой снимут фильм. Многие десятки тысяч авторов создают киносценарии, которые потом пытаются продать голливудским студиям. В Америке кино и книга неразрывно связаны. И кино и книга создаются по общим законам, это должна быть прежде всего увлекательная и нравоучительная история.

Однако, если мы посмотрим какие фильмы вышли в последнее время, то видно, что многие фильмы начинались именно так, как Лес не советует делать. Помните «Аватар» Джеймса Камерона? Фильм начинается со сна главного героя фильма, инвалида-пехотинца Джейка Салли, где он парит над тропическими джунглями. Этот сон остался в начале также расширенной версии фильма, где Камерон добавил несколько эпизодов, подробнее раскрывающих характер героев (на мой взгляд не совсем удачных, и, слава богу, их не было в прокатной версии). Как вы помните, после сна приходит пробуждение в криокамере.


Сон По

А что же с «Кунфу Пандой»? Вы будете смеяться, но эта картина также начинается со сна и просыпания. Панде По снится сон, где он ваааще крутой кунфуист, разделывается с тысячами демонов обеими пятками. Легендарная «Неистовая пятерка» кунфуистов признала панду за своего, и тут сон обрывается, когда обезьяна и тигрица вдруг говорят голосом отца панды: «По, вставай! На работу опоздаешь!»

Так кто же прав, Эджертон или создатели блокбастеров? Конечно, обе стороны правы в чем-то. Эджертон - писатель, но с опытом работы в редакции литературного журнала, где ему приходилось редактировать рукописи. Наверняка он говорит с большим опытом швыряния рукописей новичков в мусорную корзину. Голливуд же доказывает в очередной раз, что в искусстве нет ничего невозможного, в творчестве нет математически строгих выверенных законов, пожалуй за исключением трехактной структуры произведений. Кроме того, нужно учесть особенности медиума - кино отличается от книг тем, что можно обойтись без поясняющих слов.


По проснулся

И все же мне захотелось разобраться. Почему «Кунфу Панда» так удачно сделан? Почему зрители, и большие и маленькие, прикованы к экрану полтора часа, и за это время они успевают посмеяться и поплакать, и выходят из кинотеатра с глубоким чувством удовлетворения? Как можно разобрать по полочкам структуру фильма по Эджертону?

Подзаголовок книги Леса гласит - «Пишите книги, которые захватят внимание читателей на первой странице и не отпустят их до самого конца». Как ни странно, но Лесу удалось, на мой взгляд, проделать нечто подобное с читателями своего пособия - начинающими писателями. Книга очень хорошо написана и захватывает внимание с первой страницы. В ней он доказывает, почему самое главное, что нужно знать новичкам в мире литературы - как и где начать свое бесценное творение.

Если первая страница написана плохо, если непонятно о чем идет речь, кто герой, где он находится, чего он хочет достичь, то редактор (а это у нас первый читатель книги, у них на Западе - литагент) откажется читать дальше. Ради проформы редактора могут прочитать и вторую, третью страницы, сверхтщательные редактора умудряются находить время, чтобы заглянуть в конец книги, чтобы узнать чем повествование завершилось, могут даже наугад открыть книгу в середине, чтобы почувствовать стиль автора, в надежде обнаружить «запрятанный бриллиант», но первая страница на 90% определяет судьбу рукописи. Или первые страницы.

Лес говорит, что в начале книги нужно: 1. Успешно представить важную проблему, которая стоит написания книги, 2. Зацепить читателей, увлечь их в свой мир, 3. Определить правила игры (это может быть жанр, язык, темп повествования и т.д.) и 4. Дать намеки на то, как книга может закончиться. Если начало книги не отвечает ни на один поставленный вопрос, особенно первый, самый важный, если повествование вообще не касается стоящей (с ударением на о) проблемы, то это никудышное начало. Редактор стерет такую рукопись с издательского компа, а автору в лучшем случае отправится отписка «спасибо, но нам не подходит».

Эджертон приводит пример фильма «Тельма и Луиза». Если вы помните эту картину, то в ней рассказывается о двух американках, которые натворив делов убегают от полиции, а в конце фильма бросаются в пропасть. В начале фильма идут как будто ничего не значащие кадры семейной жизни. Одним словом рутина. Тельма и Луиза дружат. Тельма на кухне спрашивает у своего мужа Дэррила разрешение поехать с Луизой на машине. Дэррил настолько не уважает жену, что не удастаивает ее даже ответа. В отместку Тельма решает ослушаться мужа и поехать что бы то ни стало. Так появляется тема фильма - власть мужчин в обществе, и желание женщин, некоторых женщин сбросить это иго, стать свободными. Ничто еще не предвещает трагического конца. Но ослушавшись нелюбимого мужа Тельма в баре напропалую флиртует с Харланом, который затем попытался ее изнасиловать. Луиза спасает Тельму, пристрелив Харлана, так появляются проблемы с законом, а когда героини фильма решают спасаться бегством из мира, где доминируют мужчины, то и трагический финал не за горами.

Хороший пример, ничего не скажешь. Если бы Дэррил ответил Тельме на кухне что-нибудь внятное, а не промычал снисходительное «Что?», то и жена бы готовила ему завтраки до сих пор. Ничего бы не было, никакой трагедии. Не было бы и истории, пусть выдуманной, но которая стоила того, чтобы снять один из самых талантливых фильмов в американском кинематографе.


Благодарные зрители

А как же в «Кунфу Панде»? Это анимационный фильм, рассчитан на детей. История главного героя панды По похожа на сказку, от сына лапшичника до супер-пупер кунфуиста. К тому же стал он им случайно, слишком велико было желание попасть в храм, где выбирали «Воина Дракона». Второго главного героя фильма, учителя кунфу, зовут Шифу (это тавтология, так как «шифу» в переводе с китайского и есть «учитель»). Что за зверек не знаю, похож на белку или енота. В общем, почти копия лукасовского мастера Йоды из «Звездных Войн». У Шифу неприятности - его первый и любимый ученик снежный барс Тайлунг сбегает из тюрьмы, чтобы разорить долину и стать «Воином Дракона». Эту проблему Шифу и должен решить случайно выбранный на празднике панда По. Так появляется конфликт и стоящая кинорассказа история.

А каким было начало в «Кунфу Панде»? Какую роль ему отвели создатели фильма? Как я уже говорил это был сон По. Панда - добрый малый, и хотя он работает с отцом в лапшичной, больше всего он любит кунфу и боготворит героев из «Неистовой пятерки». Ему снится сон, где он предстает легендарным героем. Это представление панды авторы фильма как будто нарочно подчеркивают тавтологией - «Героические герои», «Легенда рассказывает о легендарном воине кунфу, о его мастерстве ходили легенды!» и т.д. Казалось бы смешно и неуклюже. Но именно так задается стиль фильма (но не язык, дальше все диалоги были безупречно написаны) - ведь фильм рассказывает о смешном и неуклюжем панде. И на детей тавтология хорошо действует, повторение - мать учения. Дети запомнят из начала легендарного героя, который был так красив и улетен, а за свою «улетность» и «красоту» денег не берет. Всего минута-другая фильма, а дети уже обожают главного героя фильма - панду По. А что еще нужно от хорошего начала?

Поэтому, посмотрев «Кунфу Панду» и сравнив его с книгой Эджертона, до меня дошло, что нужно считать главным в начале истории - это эффект. Нужно плясать от печки, то есть от аудитории. Главное в начале любой книги, любого фильма - увлечь аудиторию в свой мир. Как вы это сделаете - неважно. Даже сон главного героя. Даже если он просыпается у себя в кровати от звука будильника и чешется, а после беспричинно веселится, как потягивался и дурачился панда По пока не увидел удивленную свинку в окне напротив. Все способы хороши, если они увлекут читателя книги, зрителя фильма в созданный вами мир.

писательство

Previous post Next post
Up