Сеанс телепатии об оформлении

Apr 27, 2011 04:36

Открываю на днях сайт британской газеты "Гардиан" и что я вижу? Статью, которая могла бы с таким же успехом опубликована и в этом сообществе. Было много похожих постов, комментов на эту тему, но я считаю, что иногда полезно ознакомиться с мнением из-за бугра, поэтому предлагаю мой перевод статьи Урсулы Уиллс-Джонс "Что случилось с хорошей книгой?"


В прошлом книги были произведениями искусства, теперь они превратились в слащавых мягких чудовищ, в частности книги для женщин.

Недавно я потеряла книгу в поезде. Я была очень расстроена - пусть она стоила только 20 пенсов, это был викторианский роман в твердой обложке, с по-королевски синим переплетом, золотыми буквами, и изображением тропического острова на обложке. Если закрыть глаза и прикоснуться, то можно почувствовать буквы и пальмы.

Викторианцы не считали книги одноразовыми вещами. Их покупали чтобы хранить очень долго. В то время книги были произведениями искусства, красивыми, с твердой обложкой, и каждую могли прочитать десятки читателей.

Даже в XX веке мы знали как создавать красивые книги. Вот например одна из моих любимых книг «Сельская местность и как наслаждаться ею», опубликованная в 1948 году. Кроме прекрасной суперобложки, в ней можно найти инструкции о том, как ходить в поход, плавать, и вообще тревожить мир дикой природы способами, которые сейчас выглядели бы дурацкими, незаконными и в частности не-толкиеновскими.

Дело не в цене книг - даже супердешевые оранжевые книги издательства «Пингвин» - очень красивые вещи. Лишенные какой-либо внешней отделки, они предполагают, что самое интересное кроется под обложкой. Во всяком случае они предлагают нечто интересное, заставляющее думать с помощью стильного, таинственного облика своих книг.

А вот возьмите для сравнения большинство современных книг, особенно тех, что предназначены для женщин, - они все обернуты как магазинные кексы. Слащавые, мягкие, и очевидно предназначенные для продажи в супермаркетах, эти книги обычно продаются в обложках в пастельных тонах с фотографиями в стиле ретро, даже если текст повествует о совсем другом времени. Может быть некоторые из этих романов неплохо написаны, но, честно говоря, я никогда это не узнаю, потому что как только я вижу их [в магазине] так сразу мне кажется, что начинка будет соответствовать оформлению - шаблонные, бездумные, подделанные под старину, сладкоутешительные тексты.

Кроме того, эти книги из супермаркетов без серъезных на то оснований пакуются отдельно для мужской и женской аудитории. Недавно я купила книжку Розмари Сатклифф «Орел из девяти», которую я читала в детстве. Переиздание было явно оформлено как книга для мальчиков. Это удивило меня, так как я прочитала почти все, что она пишет, и мне никогда не приходило в голову что я читала «книжки для мальчиков».

Также как в «Орле из девяти» во многих старых книжках, как для взрослых так и для детей, были красивые рисунки карандашом. Что случилось с иллюстрациями в книгах? [Куда они исчезли?] Они же делали книги более привлекательными, в особенности тем, у кого слабо с воображением. К сожалению, одну вещь можно сказать про большинство современных книг без ошибки - то, что рука художника к ним не прикасалась - в буквальном смысле.

Генри Уорд Бичер как-то сказал, что "книги - это не предмет мебели, но нет ничего другого, что бы также украшало дом". К счастью для него, он наверное никогда не видел нездорово розовый чик-лит с аляповатым пирогом на обложке. И что, заполнить мой дом этими чудовищами? Нетушки, благодарю.
Получается, что англичане тоже сетуют на безвкусицу в оформлении книг их издательствами, и недалекими способами маркетинга, выдающими психологию современных книгоиздателей, относящихся к книгам как к товару, который надо продать. Если надо, то и опустив планку ниже плинтуса. Сама по себе эта психология не так уж криминальна, даже если книги, выпускаемые такими издателями, выглядят безвкусицей. Это действуют безличные законы рынка, приводящие все, что продается в супермаркетах, стандартизированному, хотя и весьма низкому и не эстетичному знаменателю. Все довольны - издатели получают прибыль и место в супермаркетах, супермаркеты правят балом и говорят недовольным авторам "захотим ваших книг вообще не будет!", авторы тоже получают гонорары и стыдясь своих книг придумывают звучные псевдонимы. Или не так все обстоит? Есть мнения?

оформление

Previous post Next post
Up