В первые дни материнства я никак не могла понять, откуда у меня ребенок. Мне не удавалось уместить в голове (и до сих пор не удается), что из ничего выросло и возникло новое существо. При моем непосредственном участии.
Во время беременности я не была мамой. Я была просто я, только мне нездоровилось. Или просто я, подверженная внезапным приступам голода. Или просто я, склонная чуть что заливаться слезами. Или просто я, прекрасная, цветущая, полная энергии и с небольшим животиком. Или я, которая больше не помещается в узкие проходы между вешалками в магазине и не может добежать до автобуса, пока он на остановке. Иногда мы общались с малышом, но это больше напоминало общение с самой собой, нежели с другим человеком. Потом я родила и стала я+1. Так до конца и не поняв всю эту математику. Потом наш папа сбегал по инстанциям, и у нового человека появились свидетельство о рождении, прописка, гражданство, за него даже стало нужно платить за газ. Мы будто нашли клад. Сами достали карту сокровищ, сами по ней все отыскали, откопали, потратив на это свои выходные и отпуска, принесли домой. А потом пришло государство и сказало, что сокровища государственные, надо поставить их на учет и часть отдать. Или, скажем, посадили деревце в лесу, приглядывали за ним, подкармливали, поливали. Но решать, спилят ли деревья на этом участке для строительства бензозаправки или ЛЭП, будет государство. А если дерево - елочка, то домой под Новый год тоже просто так ее из леса не принесешь. Так наше или не наше?
Вопрос отнюдь не праздный. То, как ты на него ответишь, напрямую влияет на твое родительское поведение в любых ситуациях. А главная сложность в том, что вариантов ответа не два, а три. Ты не можешь строить с ребенком отношения по принципу "Я тебя породил, я тебя и убью". Родить и отпустить на волю: "Добро пожаловать в мир, новый Человек!" - тоже не можешь. Вернее, можешь, но это уже не родительское поведение. И выбрать надо какую-то смесь из "мое" и "не мое", постоянно отслеживая какие пропорции будут адекватны. Причем, во всех обстоятельствах идеальный рецепт свой.
Мое - это то, что дает возможность по-настоящему глубоко и безусловно полюбить маленького человека. Ты любишь в нем свои глаза, улыбку мужа, мимику своего отца, радуешься, как сумасшедшая, любым его достижениям, потому что его победы - это твои победы. Он копирует твои действия и интонации, приводя тебя в восторг. Ты готова отдать именно ему все, что у тебя есть, и добыть что угодно, чего у тебя нет. Ты любишь его как маленький кусочек самой себя. Берешь за него ответственность, как за саму себя. Ты никогда его не оставишь и не оттолкнешь, как не сможешь избавиться от части самой себя. И терпеть его, когда он невыносим, ты будешь тоже поэтому. Потому что он твой.
Но он это не ты. И очень скоро он даст тебе об этом знать. И ты увидишь, что тот, с кем ты носишься, как с драгоценным кусочком собственной души, отнюдь не соответствует твоим ожиданиям и делает не тот выбор, который сделала бы ты. И почти никогда не бывает с тобою согласен. И нужно иметь в себе силы его отпустить, когда уже пора, и дать совершить ошибку и самому исправить.
Но ты не можешь строить с ребенком отношения, как с мужчиной. Не можешь просто признать его отдельность. Он маленький, беззащитный, ничего не умеет, ничего не боится, всегда знает, что хочет, и далеко не всегда - что ему нужно. Тебе часто нужно думать за него своей головой. Но всегда думать за него нельзя, хотя это проще. И ты не знаешь, что он там придумает. И не можешь с ним распрощаться, если он тебе не нравится, потому что он - часть тебя. Но подмять под себя и скроить, как платьице, по фигуре тоже не можешь, потому что он - это не ты, и вряд ли он придется тебе впору.
Сделать правильный выбор очень сложно. Это требует максимально точного представления о текущих возможностях ребенка, точной оценки рисков и последствий, умения отделить объективные обстоятельства от своей субъективной усталости и нежелания вытирать пол, если что-то прольется. Все это нужно взвесить здесь и сейчас, а не когда-нибудь на досуге. И выдать решение. И быть готовой встретить бурное недовольство.
Где можно дать право на ошибку (а значит и на свой триумф), а где риск слишком велик? Какие решения ты принимаешь на благо ребенка, а какие - потому что тебе так проще и удобнее? Принимаешь ли ты сама необходимые воспитательные меры, чтобы требовать с ребенка того поведения, которое ожидаешь? Как чувствовать себя достаточно правой, чтобы проводить свои решения в жизнь и сталкиваться с сопротивлением, но избежать надменности и глухоты человека, правого всегда и во всем? Где "моя" область, в которой нужно править, а где "не моя", в которой нужно спокойно принять?
Я не знаю ответов, но каждый день пытаюсь их нащупать. И хочу, чтобы кто-то сделал это за меня, потому что внутри я неповзрослевшая и неуверенная в себе девочка. Но я понимаю, что это моя родительская работа. И я вижу, как многие взрослые вокруг не справляются. Отец, несущий за одну руку брыкающегося в воздухе ребенка к коляске, слишком широко распростер область, которая "мое". Так широко, что это уже на грани неуважения и презрения к ребенку. Ведь можно было нести его на руках, прижимая к себе, такого же брыкающегося. Мама, то и дело дающая советы, а потом и вовсе самозабвенно рисующая цветочки в дочкиной открытке для мамы к 8 марта, - это клиника. Или мама, делающая уроки за ребенка: не считает ли она, случаем, что это ее там оценивают цифрами от 1 до 5 в школьном журнале?
Или родители, которые со словами: "Да ну тебя, делай, что хочешь!" - разрешают то, что вот только сейчас настойчиво запрещали. И с замиранием сердца, ждущие провала, чтобы сказать: "Ну я же говорила!" Если ничего страшного не произошло, то возникает вопрос: а почему запрещали? А если произойдет? Ведь у запретов есть причины. Вдруг это что-то опасное? Слишком высокая лестница на площадке или проезжая часть рядом с тем местом, где ребенок настойчиво не хочет идти за руку? Что если раздражение помешает трезво оценить ситуацию и "не мое" перевесит? Что будет, если ребенок испытает на себе последствия того, что родители решили умыть руки и отдать ребенку ответственность за его жизнь? А если ничего не произойдет, можно ли чувствовать себя правым, несмотря на то что поставил на кон сохранность ребенка?
Забота о безопасности маленького человека - это базовая родительская обязанность. Важнее приучения к горшку или обучения чтению и письму с трех лет. И я думаю, что пренебрежение этой обязанностью - это родительская безответственность и предательство по отношению к ребенку. А он ведь тебе всецело доверяет. Бывает, обидишь ненароком, он насупится, губки подожмет и тут же к тебе идет за утешением, и жмется, и обнимает. И так больно и стыдно становится, что ты такая большая, а ведешь себя так неосмотрительно и по-детски и обижаешь такое маленькое и беззащитное существо. А когда он станет старше, подразберется, что к чему, и ты перестанешь быть его единственным миром, пойдет ли он к тебе за защитой? Стоит ли искать поддержки у родителя, который может обидеться и по-детски заявить: "Делай что хочешь (я с тобой не дружу)"?
А если представить, что ты присматриваешь за чужим ребенком, а не за своим? Станешь ли ты ему мстить за то, что устал от его нытья и раздражен? Наверно, нет. А со своим как будто можно делать, что хочешь, тебе ведь виднее, как лучше преподать урок. И получается, что, с одной стороны, ощущение "мое" у тебя зашкаливает, но при этом ребенок "делает, что хочет" и сам виноват, это "не твое". То есть ты отказываешься отвечать не только за действия ребенка, но и за свои собственные. Некоторые, наверно, бьют, считая, что это хороший аргумент.
В общем, я за то, чтобы учиться сохранять спокойствие, хладнокровие и рассудительность в любых, даже самых раздражающих обстоятельствах. И использовать только для положительных эмоций ощущение "мое". И стараться воспитывать ребенка самостоятельным, преобразуя его желания, любознательность и интерес в посильные для него задачи. И быть для ребенка домом. Чтобы он мог оттуда выйти, а потом вернуться. Хоть какие-то ориентиры! И уже не так страшно и сложно))