Про парфюмерную фабрику, выпускавшую продукцию под маркой "А.Ралле и Ко", написано много, но в большинстве эти статьи тиражируют один и тот же набор сведений, представляющий собой некий конгломерат фактов, имевших место в разное время, сдобренных вымыслами, не имевшим места никогда, и действий, совершенных людьми более чем за 70 лет, и интерпретируют сведения, относящиеся к фирменному знаку "А.Ралле и Ко", как к личности фабриканта Альфонса Ралле.
Хочется очистить картину от вымысла и оставить только то, что чем-то подтверждено.
Альфонс Ралле основал в 1843 году в бывшей усадьбе князя Н.С.Всеволожского в Хамовниках производство парфюмерной продукции на фабрике "А.А.Ралле" в России совместно с Фредериком (Фридрихом) Дюфуа (Дютфуа). В Хамовниках она находилась до конца 1890-х годов. Кроме Альфонса Ралле и Фредерика Дюфуа, в деле участвовал брат Альфонса, Эжен Ралле, преподаватель французского языка в училище Ордена Святой Екатерины в Москве.
В 1846 году Альфонс Ралле начал поставлять свою продукцию цесаревичу Александру, будущему императору Александру II, но начать поставлять продукцию к Высочайшему двору и быть поставщиком Высочайшего двора - это не одно и то же. Чтобы стать поставщиком, должен был быть соблюден целый ряд правил, и далеко не все, кто поставлял продукцию ко двору, становились поставщиками Высочайшего Двора. В 1855 году Альфонс Ралле подал прошение о праве именоваться Поставщиком Высочайшего двора и получил такое право только 30 апреля 1855 года (отношение № 2011 от 30 апреля 1855 года).
В августе 1846 года Дюфуа женился на Софии Марко, дочери бывшего музыканта Императорского театра. София была православного исповедания.
В 1853 году был открыт магазин в Харькове и Фредерик Дюфуа с семьей уехал в Харьков. В октябре 1853 года началась Крымская война и в 1854 году Фредерик принял подданство России. В ноябре 1856 года он - харьковский второй гильдии купец. Альфонс Ралле в 1854 году женился на Матильде Франконе (Франконет), дочери нотариуса и мэра Гренобля. В 1855 году у Ралле родилась дочь Ольга. В 1856 году Альфонс Ралле продал свою долю в парфюмерном производстве в Москве первой гильдии купцам Эмилю Будра (Emile Baudrant) и Альфреду Буше (Alfred Bucîeon). В 1856 году он с семьей навсегда уехал из России и фабрикой больше не владел.
С 1857 фабрика "А.А.Ралле" была реорганизована в "Торговый дом А.Ралле и Компания". Следующая реорганизация была проведена в 1897 году, когда "Торговый дом А.Ралле и Компания" стал Товариществом Высшей Парфюмерии "А.Ралле и Компания". Таким образом, с 1857 года по 1917 год в России существовала парфюмерная фабрика с именем Альфонса Ралле. Сам Альфонс Ралле в этой парфюмерной фабрике не принимал никакого участия и не имел к ней никакого отношения - это было просто имя фабрики.
В 1860 году Фредерик Дюфуа третьей гольдии купец в Харькове. 5 февраля 1860 года он купил себе дом за 3000 рублей в центре Евпатории в Крыму. 30 апреля 1860 записался в первую купеческую гильдию Евпатории. В мае 1860 года им получено право на торговлю, которое в 1863 году было продлено до 1866 года. С 1857 года Фредерик Дюфуа контролировал товарищество и торговый дом, действующие под фирмой "Ралле, Альфонс и Ко" до 1897 года.
В 1862 году он отказывается от российского гражданства, а обвинения об участии его в польском мятеже 1861 года полностью отвергнуты графом Шуваловым.
Фредерик Дюфуа.
В 1865 году Ф.Дюфуа ("Дютфуа и Ко") приобретает у Клавдия Варфоломеевича Мартена стекольно-хрустальный завод в Москве на Панской улице, владение № 24 в Бутырках, который будет производить стекло и хрусталь для фармацевтов и обеспечивать упаковкой парфюмерную продукцию "А.Ралле и Ко". Парфюмерное производство впоследствии также будет перенесено в Бутырки на Вятскую улицу, но уже не семейством Дюфуа.
Кроме Фредерика делами "А.Ралле и Ко" занимается его сын Арман Дюфуа. Очень важным является стремление Дюфуа производить ароматную продукцию на российском сырье. Для этого создаются в Крыму собственные плантации ароматных трав. Использование товариществом "Ралле и Ко" российского растительного сырья отмечено на промышленной выставке в 1865 году.
Арман Дюфуа
Стеклянно-хрустальный завод в Бутырках перешел в собственность Армана Дюфуа с 1876 года.
В 1873 году умерла жена Фредерика, Софи, и он отвез тело ее в Версаль, чтобы похоронить на кладбище Нотр-Дам рядом с его родителями в фамильном некрополе. В 1879 году Фредерик Дюфуа, французский промышленник и президент благотворительного общества в Москве, стал кавалером Ордена Почетного легиона.
В 1877 году его сын Арман женился на Луизе Катуар. Она умерла в 1884 году в Давосе от туберкулеза, оставив пятерых детей. Арман женился на ее сестре Марии Катуар в 1886 году. У них родились еще двое детей, а в 1888 году у Армана обнаружилось психическое заболевание, и он не мог заниматься делами. Мария с больным Арманом и с семерыми детьми уехала в Крым в их имение в Феодосии на берегу Черного моря, где жила, пытаясь вылечить мужа.
В 1885 году Фредерик Дюфуа купил замок Ла Поршери ("La Porcherie") во Франции к северу от Тура за 170 000 франков. Его сын Георг с июня 1871 года владел "Химической лабораторией Санкт-Петербурга". Но Георг умер после мучительной болезни в Париже в 1891 году. Поэтому, Фредерик уже в возрасте продолжал контролировать работу фабрики "А.Ралле и Ко". Я думаю, он готовился выйти из дела.
На семидесятом году жизни вдовец Фредерик Дюфуа во время отдыха на курорте познакомился с Марией (Anaïs Marie Marguerite) Жаке-Терио, находящейся в разводе. После заключения брачного контракта и нотариального раздела имущества, Фредерик и Мария поженились.
В 1894 году фабрикацией парфюмерии в Москве занимался Феликс Баго - именно он вместе с Фредериком Дюфуа указан в документах на звание поставщика Высочайшего Двора, поданных в 1894 году в Министерство Двора (отношение от 23 февраля 1894 года № 2181-2183).
В 1895 году Фредерик, желая перебраться в Ниццу, с убытком продал свой замок "Ла Поршери" вместе с обстановкой, немногим больше чем за 123 000 франков. Фредерик Дюфуа умер 7 декабря 1897 года в возрасте 75 лет в парижском отеле на улице Сен-Лазар, 110 - сейчас там отель Hilton Paris Opera, и был похоронен на кладбище Нотр-Дам в Версале рядом со своей первой женой Софи и родителями.
Его вторая жена Мари умерла через семь лет после Фредерика, и была похоронена там же. Правда, несмотря на заключенный брачный контракт, она все же пыталась оспорить завещание и получить наследство после смерти Фредерика... Живущие люди всегда пытаются получить имущество мертвецов.
После смерти Фредерика Дюфуа наследники продали парфюмерную фабрику. Стекольно-хрустальный завод Армана Дюфуа остался в собственности семьи, и впоследствии дела вели сыновья Армана - Арман и Леон Лютфуа (Дюфуа). Покупателем парфюмерной фабрики был французский парфюмер Ширис (Chiris), который акционировал предприятие, в результате чего было образовано "Товарищество высшей парфюмерии А.Ралле и Ко", владельцами которого практически полностью были французы, а семейство Ширис владело контрольным пакетом паев - почти 60%.
Управляющим стал Адольф Лемерсье, бывший владельцем после смерти Адольфа Буиса в 1872 году фирмы "Л.Буис и Ко". Я предполагаю, что "Буис и Ко" тоже была поглощена после 1893 года компанией Шириса. Кроме участия в "Товариществе высшей парфюмерии А.Ралле и Ко", Адольф Лемерсье владел на Вятской улице своей собственной фабрикой парфюмерии и косметики, то есть в Бутырках в начале века было две парфюмерные фабрики - товарищества Ралле и Лемерсье. Вполне возможно, что Лемерсье указывал свою фабрику в собственном доме на вятской улице, но производство вел на фабрике Ралле, так как на плане нет никакой фабрики Лемерьсе, а в справочниках - есть. В начале XX века только один представитель семейства Дюфуа, Леон, владел всего лишь пятью паями товарищества "А.Ралле и Ко".
На рубеже XIX-XX веков и до 1917 года производство духов и стеклянной посуды для упаковки находилось в Бутырках.
На плане выделены участки, где располагались фабрики по производству парфюмерии товарищества "А.Ралле и Ко", принадлежащего компании Шириса после 1897 года, и фабрика по производству стекла и хрусталя Армана Дюфуа.
В Бутырках было построено новое здание парфюмерной фабрики, оборудованное на основании последних достижений технического прогресса - фабрика была электрифицирована и оборудована специальными машинами и механизмами.
Основа парфюмерного дела состоит в продаже аромата. Чтобы аромат продавать, его следует поймать, создать сочетание, "букет", сохранить и упаковать в продаваемую упаковку. Парфюмеры решают каждую задачу последовательно. Цветочные ароматы, являющиеся существенной составляющей всех парфюмерных ароматов, с древности улавливали с помощью жиров: способность жиров сохранять запахи была известна давно. Для этого на жировую основу, нанесенную на рамку многократно укладывают свежесорванные цветы. Жировая основа улавливала и сохраняла аромат цветов, который соединялся с молекулами жира. Этот процесс получил название анфлёража - выгонка эфирных масел растений без температурной обработки, поскольку высокая температура разрушает молекулы пахучих летучих эфиров и уничтожает аромат. Полученный ароматизированный жир назывался помадой.
Помаду промывали спиртом, и в процессе промывки ароматические эфиры переходили в раствор, после чего их можно смешивать с другими эфирами. Затем ароматизированный спирт испаряется и получается "абсолют" - ароматический концентрат. Концентрат используют в парфюмерии для изготовления духов и косметических средств.
Наглядно процесс анфлёранжа показан в фильме, поставленном по роману П.Зюскинда "Парфюмер"
Чтобы аромат перешел в туалетную воду или одеколон, на парфюмерной фабрике "А.Ралле и Ко" помаду промывали спиртом в специальных емкостях. Помада и спирт помещались "в цилиндрический резервуар, внутри которого проходит стержень. снабженный несколькими лопастями; цилиндру придается вращательное движение, и одновременно с этим стержень ходит, как поршень, вверх и вниз; от непрерывного взбалтывания помада пристает к лопастям и мало-по-малу сообщает свой запах спирту. Обыкновенно не ограничиваются одною промывкою, но, само собой разумеется, повторение этой операции дает все более и более слабые растворы. В полученных таким образом растворенных эссенциях всегда остается несколько жира, но так как он обращается в твердое состояние при очень низкой температуре, то подвергая жидкость действию умеренного холода, можно заморозить одни частицы жира, которые потом легко устранить фильтрованием. От несоблюдения этой предосторожности спиртовые растворы эссенций и приготовленные из них духи в холодное время года мутнеют." Так описывался технологический процесс промывки помады спиртом на фабрике "А.Ралле и Ко" в 1898 году.
Поскольку все эти процедуры требуют значительных "двигательных сил", фабрика была оборудована котельный, дававшей тепло и электричество.
Котельная на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе)
Энергия котла распределялась и преобразовалась в движением с помощью различных ременных передач в помещении, называемом машинной. Технически машинная организована так, что двигатель вращает вал, с которого движение передавалось ремнями на нужное оборудование. Запуск котла и вала сопровождался гудком, сообщавшим начало работы в цехах.
Машинная на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе). Видно несколько широких ременных передач между различными машинами и валом, проходящим вверху
Простое не ароматизированное мыло варили в котлах.
Мыловарня на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе)
Поскольку ароматы разрушаются при температуре, то ароматизация мыла происходила в холодном виде методом физического перемешивания уже сваренного твердого мыла с ароматной эссенцией и красителями. Для этого на фабрике действовали специальные машины, которые плющили и резали мыльные глыбы, затем смесь перетиралась системой валов до получения полностью однородной по цвету и аромату мыльной массы, которая проходит через стружечные машины несколько раз.
Стружечные машины на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе). Стружечные машины приводились в движение через ременные передачи от вала, проходящего верху.
"Последним словом техники в области производства туалетных мыл является сушильно-терочная машина непрерывного действия, построенная гг.де-Крессоньер в Лилле".(!)
На конечном этапе выделки мыла масса прессовалась и под давлением проходила через форму, где после резки формировались отдельные куски мыла, на которых выдавливается название мыла и имя фабрики - "А.Ралле и Ко". Куски мыла поступают в отделку, упаковываются и идут на склад готовой продукции.
Отделочная мыла на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе)
Отделочная духов на фабрике "А.Ралле и Ко" в Москве. (Автотипия Эд.Гоппе)
Расцвет и популярность продукции товарищества "А.Ралле и Ко" пришелся на начало ХХ века, когда парфюмером на фабрике был один из директоров фирмы Адольф Лемерсье, бывший прежде владельцем "Л.Буис и Ко". После Лемерсье парфюмером стал Эрнест Бо, сын одного из директоров. Первый успех пришел к Эрнесту Бо, с выпуском духов и одеколона "Царский вереск". В 1912 году был создан новый продукт - духи "Букет Наполеона", почему-то выпущенный к 100-летию войны 1812 года. Так Наполеон вернулся в Россию победителем спустя сто лет! В 1913 году к 300-летию воцарения династии Романовых были созданы духи "Букет Екатерины".
Рост этот был прекращен с участием России в войне и революцией.
Французским парфюмерам приходилось в России конкурировать во своими соотечественниками во Франции, которые несмотря на развивавшуюся российскую парфюмерную промышленность и высокие цены, продолжали пользоваться успехом у российской знати, судившей не по качеству духов, а по ярлыкам на флаконах. "Слепые дегустации" показывали, что при отсутствии ярлыков, качество продукции российских парфюмеров было высоким.
Чтобы продукция российской парфюмерной промышленности была принята российской публикой, "нужны были французскія имена Ралле и его продолжателей и послѣдователей, чтобы пріучить - странно сказать! - Россію къ русской же парфюмеріи."