"Правило Клеричи"

Mar 19, 2018 22:24

При обсуждении народности как качественной характеристики общественного организма государства, выражающейся в некоем "динамическом начале", изящно сформулированном в лаконичной цитате из романа итальянского писателя Джузеппе Томази ди Лампедуза "Леопард", ветвь обсуждения засохла на определении, что же такое аристократия.
Мне было дано такое объяснение:

"Обьективно.Аристократия-высший родовой слой дворянства,чего же еще?Функция-одна из сторон обобщенного исторического опыта конкретного историко-географического образования".

Моя попытка уточнить, как в современном мире, лишенном сословий, правящих королевских и царских дворов и прилагающейся к ним дворни, можно определить сначала дворянство, а впоследствии выделить из среды дворянства высший родовой слой, не увенчалась успехом, ибо автор этого определения, претендующего на объективность, уклонился от дальнейшего разговора.

Уважаемый Богемикус в своем прелестном эссе с ознакомительной целью сформулировал для нас "универсальный закон европейской жизни, равно применимый к политике, культуре, социальной структуре общества или системе международных отношений", звучащий так: "Всё изменить, чтобы оставить всё как прежде" и названный автором эссе "Правилом Лампедузы".

image Click to view



Фразу эту, которая использована Богемикусом в "Правиле Лампедузы" "Se vogliamo che tutto rimanga come è, bisogna che tutto cambi" произносит в конце фрагмента не сам князь Салина, а Ален Делон в роли племянника князя, Танкреди, наследника аристократа, представителя изменяющейся и изменившейся аристократии. Особо впечатляет висящее над комодом изображение мощного генеалогического древа рода князей Салина!

Почему только с ознакомительной целью это нам изложено, совершенно очевидно: в силу своей природной неспособности никогда "сиволапый" плебей не сможет постичь и принять аристократический ход мысли и богемный образ жизни. Конечно, трудно, невозможно да и не нужно спорить с уважаемым Богемикусом, с целью доказать недоказуемое.
Мысль эта не нова, ее многажды повторил нам персонаж фильма Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино" Павел Петрович Щербук

image Click to view



Я полностью принимаю тезис ув.Богемикуса, что "Европейская аристократия никуда не делась и после того, как некоторые европейские троны оказались вакантными". Я понимаю, это чужая "игра в прятки", и аристократы ушли, чтобы остаться, все изменилось, чтобы все осталось по-прежнему. Хотелось верить, что есть мир, где все так стабильно и ясно, словно в сказке. И многие верят.

Мне правда, очень-очень нравится формулировка "Правила Лампедузы", как и изящество мысли и интеллектуальность стиля Богемикуса, но я вынуждена констатировать, что в переводе на русский, сформулированное им правило - это совсем другое правило - "Правило Клеричи". И еще, на родине писателя Джузеппе Томази ди Лампедуза, фраза эта едва ли не так же популярна в качестве для приложения рассуждений и философических экзерсисов, как у нас "если бога нет, то все дозволено" или "все несчастливые семьи несчастливы по-разному", то есть фраза эта классическая.

История дотторэ Марчелло Клеричи изложена в романе Альберто Моравия "Конформист" (Il Conformista); образ дотторэ Клеричи в фильме Бернардо Бертолуччи "Конформист" создан одним из самых почитаемых мной актеров - Жаном Луи Трентиньяном. Это редкий случай, когда знание романа не мешает смотреть кино.



Беда в том, что с европейскими Леопардами все не так однозначно, как хочется. В романе Лампедузы есть момент, когда Леопард, князь Салина, думает об изложенном Богемикусом "Правиле Лампедузы" так: "Всему этому должен прийти конец, но все останется так, как есть, так будет всегда, если, разумеется, брать человеческое "всегда", то есть сто, двести лет… Потом все изменится, только к худшему. Наше время было время Леопардов и Львов. На смену нам придут шакалы, гиены. И все мы, гепарды, шакалы и овцы, будем по-прежнему считать себя солью земли". Вопрос для аристократии во все времена только в том, кто наследует, а главная проблема - это вырождение рода.

И потому, сам Лампедуза советует: "... если встретите хнычущего аристократа, приглядитесь к его генеалогическому древу, и вы сразу увидите на нем засохшую ветвь".

Я не знаю, насколько изменилось все, чтобы все осталось по-прежнему. Чтобы знать, надо было жить в двух-трех веках кряду в разных странах Европы. Но в нашем веке, сейчас, по факту "Правило Клеричи" весьма популярно. Есть те, кто знает, как стало, как есть:

image Click to view



Я
Новый человек,
Совершенно новый - уже давно
Не являюсь борцом,
Я чувствительный и альтруист,
Востоковед,
В прошлом немножечко
Шестидесятник,
Теперь вот - эколог,
Несколько лет назад был в совершенном восторге -
Ну и как все - немного социалист.

Я
Новый человек.
Бога ради, я серьёзно -
Я прогрессивный,
И в то же время - либерал,
Антирасист,
Очень хороший,
Защитник животных.
Я больше не надеюсь на государство,
В последнее время - немного против этого,
Я федералист.

Конформист,
Этот человек всегда прав,
У конформиста всегда готовы
Красивые и точные ответы на всё,
Это - средоточие всех дум,
У него всегда под рукой
Две или три ежедневные газеты.
А когда ему нужно о чём-то поразмыслить,
Он говорит как хороший оппортунист.
Он приспосабливается, ни на что не обращая внимания,
И живёт в собственном раю.

Конформист
Везде свой, он бестелесный,
Конформист старается всегда
Принимать сторону большинства.
Это стадное животное,
Оно питается чужими разговорами,
А по ночам мечтает проникнуть в чужие сны.
Днём он весел,
И хочет мира во всём мире,
Он легко держится на плаву,
Конформист,
Конформист.

Я
Новый человек,
И с женщинами
Я в особых отношениях -
Я феминист.
Я независим и оптимистичен,
Я сторонник европейского единства,
Никогда не повышу голоса,
Я пацифист.
Был ленинистом-марксистом,
А затем вдруг оказался
Коммунистом.

Конформисту
Не очень понятно,
Что он отскакивает отовсюду получше футбольного мяча,
Конформист - аэростат,
Накаченный информацией.
Это всё потому, что он
Всегда низко летает,
Слегка касается мира пальцем
И чувствует себя совершенным.
Он живёт, и этого ему уже достаточно,
И я должен заметить,
Что он похож на нас всех,
Конформист,
Конформист.

Я
Новый человек.
Совершенно новый, сразу видно -
Я новый конформист.

Слова, конечно, не отличаются поэтическим изяществом, но ведь конформизм и сам есть человеческое свойство отнюдь не высокого достоинства. Конформизм - это готовность меняться, лишь бы все осталось по-прежнему. Поведение это старо, как мир, ибо оно всегда было свойственно людям не аристократичным. Раньше было "Жить как хочется - плебейство. Благородны долг и верность" и "noblesse oblige", но все изменилось. Равноправие наделило аристократию правом плебея - вот и все изменения. А так все осталось и будет по-прежнему...

Челентано, Моравиа, Лампедуза, Треньтиньян, аристократия

Previous post Next post
Up