Лето 1873 года семья Льва и Софьи Толстых провела на хуторе в Самарской губернии, где с 1871 года владела 2500 десятин (~2725 га) земельных угодий, купленных у генерала Тучкова, которые были ему пожалованы царем. Сделка о покупке была заключена в конце августа 1871 года по 7 рублей 50 копеек за десятину. В последствии сыновья Толстого и дочь Александра продали полученную ими по семейному разделу, состоявшемуся в 1891 году, землю в Самарской губернии по 75 рублей за десятину.
Толстой испытывал проблемы со здоровьем: он кашлял, ночами его мучила лихорадка, был мрачен, раздражителен и не мог писать. Поскольку в то время было модно кумысолечение, и прежние поездки на кумыс благотворно действовали на здоровье Льва Николаевича, было принято решение ехать, но даже не ему одному, но поехать "всей семьей с чадами и домочадцами" - всего было 16 человек.
Софья Андреевна писала: "Дети, хотя и много было в то время педагогов, требовали все-таки моего постоянного внимания, тем более, что все они, да и весь дом, от жары страдали очень от желудочных расстройств. 130 верст до города, без доктора, с малыми захваченными мной из дому медицинскими средствами, подчас было очень страшно за всех. Часто хлеба белого не было; негде было достать, а сберечь дрожжи и печь самим хлебы негде было, так как ледника не было, все прокисало.
Пошлешь в Самару за 130 верст, привезут черствые белые хлебы, я нарежу ломтиками, высушу сухари, уложу, чтобы не плесневели, получше в ящик, этим и питаемся; да еще Альберт-бисквиты ели.
Очень много приходилось тратить времени и сил в борьбе с нечистой и мухами. Прислуги мало, времени им нет, я возьму и сама перемою окна, столы, посуду. А то детей надо мыть - а воды нигде в колодцах ни капли. <...>
Лев Николаевич, бывало, напьется кумысу и уйдет или уедет верхом далеко в степь, где ходит по солнцу, как он говорил, совершенно голый. Он не писал, почти не читал и жил чисто животной жизнью, набираясь сил и здоровья".
Здесь меня заинтересовали Альберт-бисквиты, которые они там ели на своем хуторе в степи. Что такое Альберт-бисквиты, какой продукт так назывался в России в 70-е годы 19 века?
На первые запросы наш универсальный источник знаний - интернет - выдает информацию о безутешной королеве Виктории, потерявшей своего горячо любимого супруга принца-консорта (без права наследования королевской власти) Альберта в 1861 году, и удалившейся в скорби от королевских дел, не желая видеть никого из подданных и показывать себя своему английскому народу, но уступившей через какое-то время настоятельной необходимости не бросать Англию без своего участия и начавшей устраивать приемы, на которых подавался специальный бисквит (sponge bisсuit), в последствии названный викторианским бисквитом. Такие приемы стали традиционными и вернули королеву Викторию английскому народу. Версия этой викторианской легенды перерассказывалась от страницы к странице на английском и на русском... Если тортики, бисквитики и печенье смогли вернуть королеву английским подданным, то слава кулинарии!
Однако, эта викторианская легенда никак не укладывалась в ту картину, которая рисовалась Софьей Андреевной с нечистотой и мухами, с кумысом и голым, "животной" жизнью жившим Толстым под солнцем в Самарской степи. В Самарской степи были явно не те изысканные бисквиты, которые вернули Англии верную долгу и памяти мужа королеву Викторию.
В английском языке слово bisсuites имеет широкий смысл и может означать, как кусочки бисквитов, пирожные, так и печенье и чайные сухарики. Поскольку в России производство и оборудование для производства печенья впервые было завезено из Америки и Англии, в русский язык перешло название печенья Альберт-бисквит. Софья Андреевна Толстая, летом 1873 года пыталась при хуторской жизни читать Шекспира на языке оригинала, и можно предположить, что она использовала кальку с английского названия.
Промышленное производство галет и корабельных сухарей начиналось на рубеже 20-х - 30-х годов 19 века в Англии, когда господа Томас Грант (Thomas Grant) из города Госпорт и Джонатан Доджсон Карр (Jonathan Dodgson Carr) из города Карлайл стали применять формующую машину для изготовления сухарей из теста. В 1849 году были созданы новые тестомесильные машины и новые типы формовочных машин. Подобные машины внедряли предприниматели, открывавшие предприятия по производству продукции типа галет и печенья. Изобретались такие машины теми, кто имел практические знания технологии хлебопекарного производства и разбирался в технике. Такие способности сочетали Джордж Палмера (George Palmer) и его партнер Томаса Хантли (Thomas Huntley), которые в 1846 году в Рединге создали фабрику по производству печенья.
Поскольку корабельные сухари и галеты служили заменителями хлеба в условиях, когда нет возможности печь хлеб, в плаваниях по морю, то они выпекались из муки и воды без добавления соли и закваски. Недостаток соли компенсировался солониной, которая запасалась на время плавания. Для придания хрупкости использовалась технология двойной выпечки. Но по мере распространения промышленных методов стали применять машины для формирования и выпечки печенья с добавлением жиров, сахара, соды и ванилина. На фабрике Хантли и Палмера впервые стало изготавливаться и сдобное печенья (fancy biscuits) с применение непрерывно работающего оборудования. Такое сдобное печенье могло потом называться Альберт-бисквит. Это было время начала промышленного производства печенья, галет и корабельных сухарей, когда производство печенья стало механизированным в противоположность остававшемуся кустарным хлебопечению.
Источником информации по данному вопросу для меня явилась книга "Хлебопекарное производство. Практическое руководство к хлебопечению". Составитель К.И. Дебу. Типография А.Ф.Дебриен 1912 год.
В книге сообщается, что в 1870 году в Санкт-Петербурге на Васильевском Острове в доме № 56 по 11 линии было учреждено товарищество на взаимном доверии под названием "Торговый дом Генриха Мура и Компания", имевшее на созданной первой русско-американской пекарне "цѣлью приготовлять сухари, галеты и бисквиты".
На пекарне товарищества в 1870 году "приготовляются сухари изъ кислаго тѣста и галеты изъ тѣста прѣснаго изъ муки пшеничной и ржаной, а также бисквиты (сухари высшаго качества, извѣстныя подъ названіемъ англійскихъ сухарей или бисквитовъ Albert), которыя до сего времени исключительно, въ весьма большомъ количествѣ, привозились изъ-за границы, въ особенности съ извѣстной лондонской фабрики Huntley".
"На пекарнѣ находится до 40 рабочихъ, одѣтыхъ весьма чисто, въ бѣлыя куртки, фартухи и колпаки, вообще въ опрятный поварской костюмъ. Изъ рабочихъ этихъ лишь 4 американца, остальныя русскія, и побольшей части мальчики отъ 12 до 17 лѣтъ; укладкою же сухарей заняты женщины. Несмотря на такой малый комплектъ рабочихъ пекарня, благодаря своимъ механическимъ средствамъ, приготовляетъ въ день до 800 пудовъ печенія, такъ что годовой оборотъ ея, считая 280 - 300 рабочихъ дней, можно принять около 200 - 240 тысячъ пудовъ. Такой размѣръ дѣятельности конечно слѣдуетъ назвать довольно почтеннымъ."
"Сухари высшаго сорта (Albert) по вкусу своему не только не уступаютъ заграничнымъ, но превосходятъ ихъ по качеству употребляемыхъ для ихъ производства муки и коровьяго масла и по отсутствію поташа, примешиваемого къ сухарямъ иностраннымъ для рыхлости тѣста. Сухари эти (Albert) приготовляются пекарнею различныхъ сортовъ и цѣнъ. Такъ напримѣръ сорта: американскій, столовый, сливочный, и содовый стоятъ 25 копъ. за фунтъ.
Русскій albert, невскій, арарутовый, лѣсной, чайный и имбирный стоютъ 30 копъ. за фунтъ, а макаронный и лимонный 35 копъ. за фунтъ.
Цѣны эти значительно дешевле не только тѣхъ цѣнъ, по которымъ продаются англійскія сухари и бисквиты у насъ въ Россіи (отъ 50 копъ. до 1 р. 20 копъ. за фунтъ), но даже ниже тѣхъ цѣнъ, по которымъ онѣ продаются въ Англіи, что зависитъ отъ большой дешевизны у насъ муки, сравнительно съ цѣною ея заграницею."
Очевидна экономическая выгода выработки сухарей, галет и бисквитов в России, которая экспортировала зерно и ввозила продукты из переработанного зерна втридорога. Кроме того, иностранные корабли вынуждены были брать с собой двойной запас сухарей на плавание из-за отсутствия в России производства корабельных сухарей. С открытием же механического производства корабельных сухарей можно было покупать их в России.
Не известно, какого производства были Альберт-бисквиты у семьи Толстых в 1873 году летом на хуторе в Самарской губернии. Вот так выглядит рисунок, изображающий Альберт-бисквит фабрики "С.Сiу и Ко".
По внешнему виду это что-то типа современного печенья Мария. В указанной книге содержится информация об ассортименте подобного печенья в сотнях сортов под названиями: Albert-biscuit, Marie, Osborne, Demie-lune, и, как видно, Мария там тоже есть.
По-видимому печенье такого типа нравилось Льву Николаевичу, и в дневнике своем Софья Андреевна 6 октября 1898 года пишет о своем приготовлении к отъезду в Москву: "Я убрала его (Льва Толстого) кабинет, привела в порядок все его вещи, белье; приготовила ему все его маленькое хозяйство: овсянку, кофе, разные кастрюлечки, посуду и проч., и проч., мед, яблоки, виноград, сухари Альберт - все, что он любит".
Сама эпоха королевы Виктории время весьма интересное, а ее судьба и жизнь повлияла на события европейской и российской истории. Из художественной литературы мои представления об Англии вообще и об английскости в частности сформировались произведениями Диккенса и Голсуорси, которые читались и перечитывались. То есть это была викторианская Англия. Сейчас уже такой Англии не существует. Форсайты как образец английской буржуазности запечатлелись в архетипах моего сознания, персонажи "Саги", и конкретно Сомс Форсайт, активно обсуждались и могут осуждаться нами в домашних разговорах. Я думаю, это происходит по причине ментальной разности, осознаваемой при сравнении образа жизни, мотиваций, событий и поступков.
Королева Виктория была внучкой английского монарха Георга III, который был болен разновидностью порфирии, генетическим заболеванием, вызванным нарушением гена, ответственного за синтез одного из ферментов, необходимого для выработки организмом гемоглобина. Заболевание выражалось в повторяющихся приступах, как тогда считалось, "безумия", поэтому монарх имел прозвание Георг III "безумный". Поскольку медицине причины болезни были неизвестны, то лечили короля обычными способами: кровопусканием, бренди и кумысом. Алкоголь только усугублял состояние больного, а кровопускание не облегчало страданий. Правил этот больной монарх очень долго - 60 лет, 40 лет в 18 веке и 20 лет в 19 веке, на его правление пришлись многие события, в том числе и войны с Наполеоном. Он был плодовитым, имел пятнадцать детей, и всего двух внучек, одна из которых умерла родами, а вторая - будущая королева Виктория. Эта ветвь принадлежала к германской, ганноверской. Отец Виктории был сыном Георга III, четвертым в очереди на трон, но так никогда и не стал монархом, ибо умер вскоре после рождения дочери.
Брак ее родителей имел целью родить наследника трона. Это удалось. Мать была строга до деспотизма и воспитывала принцессу в дисциплине и ограничениях. Будущая королева спала в одной комнате с матерью, не имела права ни с кем разговаривать без ее присутствия, не могла открыто выражать свои эмоции, нарушать установленный режим, читать книги по своему выбору, играть, бегать, есть сладости... Маленькая принцесса находилась под постоянным надзором и наказывалась за малейшую провинность.
В 1837 году умирает правящий монарх, бездетный дядя со стороны отца Виктории, Вильгельм IV, и ее путь на трон открыт. Виктория становится королевой. В конце 1839 года ее посетил кузен со стороны матери Альберт Саксен-Кобург-Готский, в которого она, следуя велению природы, сразу влюбилась. В отличие от нашей Агафьи Тихоновны, у королевы не было проблем с определением достоинств своего избранника, ибо все они были сосредоточены в нем одном, а не разбросаны по четырем женихам-претендентам. Альберт, по мнению королевы, имел "прекрасную фигуру, широкую в плечах и тонкую в талии, изящные усы и маленькие, едва заметные бакенбарды, изысканный нос".
Интеллектуал и красавец принц-консорт Альберт.
Королева не была красавицей, но разве это так важно для королевы? Ее все равно рисовали красивой, сглаживая недостатки, да и молодость сама по себе прекрасна!
Влюбленная королева Виктория в свадебном платье, положившем начало моде и традиции на белое платье невесты.
Поскольку по законам Англии никто монарху не мог делать предложение руки и сердца, то Виктория, не мешкая, предложила сама Альберту жениться на ней. Он согласился. Свадьба состоялась 10 февраля 1840 года. Ее впечатление от физической стороны свершившегося брака очень сильно отличается от того, что испытала юная новобрачная графиня Толстая, тоже страстно влюбленная в своего избранника. Оказывается, короли, то есть королевы, могут заключать браки по любви и быть счастливы. Королева Виктория писала в своем дневнике после первой брачной ночи: "Я никогда, никогда не проводила такого вечера! Мой дорогой, дорогой, дорогой Альберт... его большая любовь и привязанность дали мне чувство небесной любви и счастья, которое я никогда не надеялась почувствовать раньше! Он заключил меня в свои объятья, и мы целовали друг друга снова и снова! Его красота, его сладость и мягкость - как я могу когда-нибудь быть действительно благодарна за такого Супруга! Это был самый счастливый день в моей жизни!"
Королева Виктория, управляясь с королевскими делами, совмещала государственные дела с активным деторождением. У королевской четы родилось девять детей за более 20 лет брака, который считался идеальным и за время которого не случалось ни скандалов, ни измен, даже намеков на несогласие супругов. Королева Виктория, так же как графиня Толстая, не любила быть беременной, но в отличие от Софьи Андреевны отношение ее к младенцам было, как у Льва Толстого, - она новорожденных детей находила уродливыми и не любила с ними возиться.
Принц Альберт умер в 1861 году. Королева стала затворницей, перестала показываться подданным, поползли слухи, что она лишилась рассудка. Но время лечит, и со временем она вернулась к государственным делам. Неизвестно, действительно ли чаепития с бисквитом и сладостями вернули ей силы жить без Альберта, однако пережив своего мужа на сорок лет, королева Виктория умерла 117 лет назад, в 1901 году, 22 января.
В части "Саги о Форсайтах" под названием "В петле", главе Х "Век уходит" Голсуорси рассуждает о смерти королевы Виктории: "Королева умерла, и в воздухе величайшей столицы Мира стояла серая мгла непролитых слез <...>. В 37-м году, когда королева взошла на престол, <...> еще ходили почтовые кареты, мужчины носили пышные галстуки, брили верхнюю губу, ели устрицы прямо из бочонков, на запятках карет красовались грумы, женщины <...> не имели прав на собственное имущество. В стране царила учтивость, для нищих строили закуты, бедняков вешали за ничтожные преступления, и Диккенс только что начинал писать. Без малого два поколения сменилось с тех пор, а за это время - пароходы, железные дороги, телеграф, велосипеды, электричество, телефоны и вот теперь эти автомобили - такое накопление богатств, что восемь процентов превратились в три, а Форсайты насчитываются тысячами. Изменились нравы, изменились манеры, люди еще на одну ступень отошли от обезьян, богом стал Маммона - Маммона такой респектабельный, что сам себя не узнавал. Шестьдесят четыре года покровительства собственности создали крупную буржуазию, приглаживали, шлифовали, поддерживали ее до тех пор, пока она манерами, нравами, языком, внешностью, привычками и душой почти не перестала отличаться от аристократии. Эпоха, так позолотившая свободу личности, что если у человека были деньги, он был свободен по закону и в действительности, а если у него не было денег - он был свободен только по закону, но отнюдь не в действительности; эпоха, так канонизировавшая фарисейство, что для того, чтобы быть респектабельным, достаточно было казаться им".
Оказалось, королева Виктория была носительницей гемофилии. Это наследственное генетическое заболевание, которое все мы проходили в школе в качестве примера таких заболеваний. Проявляется болезнь в несвертываемости крови. Носителем заболевания являются женщины, а болеют только мужчины. Из девяти детей королевы Виктории один сын был болен и две дочери точно были носительницами болезни. В результате браков потомков королевы Виктории гемофилия распространилась среди правящих королевских и царских династий Великобритании, Германии, России, Испании. Однако по счастью старший сын королевы Виктории, король Эдуард VII, прадед ныне правящей королевы Елизаветы II, и его потомство не унаследовали этой болезни.
Третий ребенок королевы Виктории и принца Альберта дочь Алиса была носительницей гемофилии. Она вышла замуж за Гессенского принца Людвига, который в последствии стал герцогом Гессенским и Рейнским. В этом браке родилось семь детей, внуков королевы Виктории: пять девочек и два мальчика, из которых один был болен. Три девочки были носительницами заболевания, в том числе и дочь, тоже Алиса, ставшая последней Российской императрицей - так королева Виктория, носительница дефектного гена, стала косвенной причиной крушения Российской империи...
Откуда у королевы Виктории гемофилия, если отец гемофилией не страдал, а у предков по материнской линии тоже не обнаружено ни одного с гемофилией, британские ученые не рассказывают. Вопрос открыт, и два возможных фактора: либо имел место адюльтер матери королевы Виктории и фактическим отцом королевы является другой человек, либо произошла мутация. Отец будущей королевы 27 лет жил в связи с француженкой по фамилии Сен-Лоран и их связь была бездетной - не было никаких детей. Ему было 51 год, когда он женился на тридцатидвухлетней вдове ради рождения наследника английской короны. И так все сразу удачно сложилось, что супруга забеременела на третий месяц. Разумеется, ничего невероятного в этом нет. Так же существует, пусть даже очень малая, но вероятность возникновения гемофилии у королевы Виктории в результате мутации.
Не выясненным для меня осталось происхождение названия Альберт-бисквит или сухари Альберт (Albert-biscuit). Отчего не Генрих-бисквит, не Ричард-бисквит и т.д... Имя указывает, что скорее всего названо печенье так в честь принца Альберта. Однако хотелось бы знать, когда, при каких обстоятельствах, кем впервые и почему именно эти сухие печеньки стали так называться? Я написала в Англию, чтобы узнать, известно ли им там происхождение этого названия. Но оказалось, что и для жителей Соединенного Королевства этот вопрос не прост и требует дополнительного выяснения.