Время черешни

Jun 09, 2024 19:45


В Британской Национальной галерее есть портрет неизвестной девочки работы анонимного художника. В галерее он назван по содержанию «Девочка с корзинкой черешни».





Неизвестный художник, вероятно последователь Мартена де Воса. Девочка с корзинкой черешни. Около 1575-80-х годов. Холст, масло, размеры 80,4 × 52,9 см. В собрании Британской национальной галереи.

Портрет замечательный, хотя он не лишён огрехов авторской живописи: нарушены пропорции кистей детских ручек, и вообще, они какие-то чужие, не этой девочки. В описании портрета кураторами повторяется искусствоведческий вымысел, который можно встретить применительно к другим портретам, где дети, или уже не дети, изображены с черешнями или вишнями.

«В ее маленькой плетеной корзинке лежат черешни - фрукт, который часто ассоциируется с Младенцем Христом». Откуда взялась эта странная ассоциация черешни с Младенцем Христом, кураторы музея умалчивают.

Был пущен голландскими искусствоведами неумный вымысел, что «ягоды на картине имеют некоторый религиозный смысл». Некоторый - это то ли религиозный, то ли нет. В религии же все точно: либо религиозный, либо не нет, а что не от Бога, то от дьявола.



Девочки с черешнями, дети с черешнями - сюжет весьма распространённый среди работ старых мастеров. На этой почве искусствоведение сформировало теорию, что черешни художники изображали неслучайно, что они имели сакральный, или на худой конец сокровенный, смысл, призванный сообщить понимающему зрителю что-то тайное.

Есть два способа не любить искусство: просто не любить его и любить его рационально. Рационализм, или второй способ нелюбви к искусству, привносит в искусство массовое профессиональное искусствоведение.

Искусство обращается к тонким сферам души, к чувствам. Главным средством профессионального искусствоведения является слово, рассказ, изложение, и чаще всего, это слово безответственное. Поэт Лермонтов писал: «А душу можно ль рассказать?», и это вопрос риторический, подчёркивающий невозможность выразить чувства словами.

Истолковывая произведения искусства, искусствоведы в массе занимаются выдумыванием. Существует даже искусствоведческий словесный штамп «этим художник хотел показать нам...».



Выдумывание дошло до того, что по мнению профессиональных искусствоведов, картины старых мастеров - это сплошные шарады, ребусы, содержащие сокровенные смыслы, без раскрытия которых смотреть произведение искусства бесполезно. Эти шарады и ребусы обязательно надо «нам» разгадать, а поскольку «мы» - существа в символике несведущие, то без искусствоведов разгадать «нам» их никак нельзя.

Я не отвергаю необходимость знаний об искусстве и признаю важность обретения культурной грамотности, являющейся его основой. Но когда под культурной грамотностью преподносятся искусствоведческие мудрости о том, что живописцы стремились зашифровать послания на картинах для «тех, кто понимает», то я это отношу либо к глупости, либо к намеренной спекуляции.

Старые мастера писали на продажу, то есть для потребителя. Их помыслы были простыми - чтобы понравилось покупателю. Дети с ягодами, с черешнями состоятельному покупателю нравились. Отсюда вытекает самое просто объяснение, почему этот сюжет был таким популярным. Но детей изображали с игрушками, собачками, кошками, лошадками, птичками... Однако никакого сакрального смысла кошкам-собачкам искусствоведы не придают.

На этом портрете анонимного автора мы видим неизвестную девочку. Художник всё достаточно красноречиво показал: девочка из богатой семьи - об этом свидетельствует сам факт создания заказного портрета и её наряд, обильно украшенный золотом, отделанный кружевом.



Можно добавить, что на одной из золотых цепочек на шее у неё висит красный коралл. искусствоведы сообщают, что на протяжении веков коралл использовался для изготовления детских украшений, поскольку считалось, что он защищает от зла. Её головной убор украшен красными гвоздиками, которые, как предлагается считать, тоже служили той же цели - оберегать от зла.

Ведь совершенно понятно: украсить любимое дитя и защитить его от зла, даже такими странными средствами, как коралл и гвоздики в волосах. Но этому есть и простое объяснение - коралл на золоте носить было модно, это считалось красивым, как алые гвоздики в золотых волосах красивой девочки из XVI века.

За прошедшие века накопилась обширная база сведений, используемых искусствоведами в символических толкованиях изображённых на картинах предметов. Иногда такие толкования имеют смысл, но это бывает далеко не всегда. Чаще всего на картинах хлеб - это только хлеб, а не символ евхаристии, птица - только птица, а не душа, бутылка - сосуд для вина, а не фаллический символ, и черешня - это плод, а не символ похоти или райский плод.

Работы старых мастеров практически все подвергаются символическому толкованию искусствоведов. Считается, что без скрытого смысла эти картины в принципе не существуют, и любой мазок старого мастера должен быть непременно истолкован символически. Разгул толковательства происходит в условиях острой конкуренции толкователей, когда каждый выдумывает, что угодно, и никто за это не несёт ответственности.

Вот другой пример портрета, но созданный столетием раньше в Южной Европе.



Картина приписывается кисти Марко д'Оджионо. Девушка с черешней. Время создания около 1491-95 годов. Милан. Дерево, масло, размеры 48,9 x 37,5 см. В собрании Метрополитен.

Марко д'Оджионо - последователь Леонардо да Винчи, из тех, кого называли леонардесками. Эти художники работали в стиле Леонардо, создавали копии с его картин.

На портрете типично леонардовская девушка почти с загадочной улыбкой держит в одной руке две черешни, а в другой -  чашу с разными плодами. Название этой картины, скорее всего, не авторское, а искусствоведческое, потому что кроме черешни у девушки в чаше есть еще другие плоды, которые не идентифицируются столь очевидно, как черешни.

Вот увеличенный фрагмент чаши с плодами при большей яркости, чтобы лучше разглядеть плоды в чаше.



В чаше есть груши, сливы, возможно, абрикосы... Две черешни в руке у девушки. Можно утверждать, что это символизирует брак. Почему-то искусствоведам чужда простая и естественная мысль, что она выбрала их, чтобы съесть, ведь их удобней брать за сдвоенные плодоножки.

На сайте музея сообщается, что венок на её голове сплетён из будры плющевидной, которая в ботанической символике может толковаться двояко: по одной версии это символ супружеской верности, но также он может говорить о принадлежности девушки к литературным кругам гуманистов.

На увеличенном и ярком фрагменте лучше видно, что растение, из которого сплетён венок, действительно может быть будрой плющевидной.



Картина написана более пяти веков тому назад. Были ли в ходу такие символы на севере Италии, знал ли про них художник, нигде не сообщается, не даётся ссылки на трактаты о символах, имевшие хождение среди гуманистов-литераторов и просто образованных людей конца XV века и дающие основание таким образом толковать венок на голове девушки.

Нам предлагается принят на веру, что миланский художник, последователь Леонардо, считал важным с помощью символов сообщить, что златокудрая молодая дева, принадлежавшая пять веков назад к гуманитарным литературным кругам, была сторонницей супружеской верности и мечтала о крепком браке. В то, что мечтала о браке и супружеской верности, мы верим даже без черешни и будры, поскольку это же нормально для физически и психически здоровой девушки.

А в отношении того, что всё это зачем-то зашифровал в картине художник, у меня лично, существуют большие сомнения.



Голландская школа. Около 1630 года. Портрет ребёнка в возрасте полутора лет. Из каталога Sotheby's.

У разных толкователей картин старых мастеров разные представления о том, что же черешня на этих картинах означает. Вот только некоторые символические значения черешни, которые можно встретить в искусствоведческой литературе.

Черешня символизирует весну и плодовитость. Почему именно черешня, не сообщается, но особенно изумляет символ плодовитости, когда это толкование применяют к портретам таких маленьких девочек до трёх лет.



Черешня - это райский плод, но отсутствуют источники, доказывающие, что в раю растёт черешня.

Черешня - это небесный плод, потому что она появляется раньше других плодов, поэтому она символизирует весну. Но всё же, черешня созревает в начале лета, а не весной.

Черешня также символизирует благовещение Девы Марии, кровь Христа (как и все фрукты с красным соком), страсти Господни, а также небесную награду за праведность, и одновременно - эротику и похоть.

Все фрукты, в том числе и черешня, якобы когда-то считались символом способности к зачатию у людей. Черешня символизирует ребёнка и его связь с родителями. А как же другие плоды, они ведь тоже результат зачатия, или оплодотворения?



Мастер портретов Эди Ламбертс. Анна ван Помпа, 1618год. Дерево, масло, размеры 92.5 х 74 см. В собрании  Фризского музея, Леуварден.

Это только часть толкований, что может означать черешня на картинах старых мастеров. При очевидной абсурдности подобной символики люди всерьёз о ней пишут и истолковывают с её помощью живопись. Такие толкования находишь к произведениям искусства в собраниях самых авторитетных музеев, в серьёзных изданиях и в каталогах выставок.

Примером такого абсурда можно считать толкование черешни, изображенной на этом натюрморте Осиаса Берта - об его натюрмортах я уже писала здесь.



Осиас Берт. Натюрморт с китайскими мисками с черешней и земляникой. Около 1608 года. Масло на медной панели. Размеры 49,4 x 65,5 см. В собрании Берлинского государственного музея.

На сайте музея кураторы истолковывают миски с земляникой и черешней как символы мирского наслаждения и скоротечности человеческого бытия, потому что это скоропортящиеся продукты. Душа, по их мнению, - это бабочка на лезвии ножа, а стрекоза является символом зла.

Другой вариант толкования сообщает, что ягоды в китайских мисках - земляника и черешня - это людские души, за которыми охотится дьявол, то есть опять та же стрекоза. Но если бабочка для стрекозы может представлять гастрономический интерес, то ягоды её не заинтересуют.



Можно с уверенностью сказать, что старые мастера живописи изображали на картинах черешню. Часто писали портреты детей с разными плодами, но часто - с черешней. Нельзя утверждать, что художники, включая в композицию изображение черешни, придавали ей какой-то глубоко сокрытый символический смысл.

искусствоведение, Леонардо, живопись, Осиас Берт, символика

Previous post Next post
Up