Дворец князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте у Аничкова моста - одно из красивейших зданий Петербурга. Он был построен по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в 1846-ом году. К 1880-м годам у князей возникли финансовые проблемы, и дворец отошёл в казну, а в 1884-ом году был подарен императором Александром III своему брату великому князю Сергею на его свадьбу с великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. По принадлежности дворца он стал называться Сергиевским.
Этот дворец - место неминуемой встречи и знакомства цесаревича Николая с его будущей женой, принцессой Аликс Гессенской, которая была сестрой хозяйки дворца, великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Во этом дворце дважды 27 февраля и 2 марта 1890-го года был устроен домашний спектакль «Сцены из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роли в котором исполнили хозяйка дворца, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, и племянник её мужа, цесаревич Николай Александрович.
Неизвестный фотограф. Архитектор Штакеншнейдер А. И. Дом Белосельских-Белозерских у Аничкова дворца. 1870-90 годы.
Домашний (придворный) спектакль готовился поначалу втайне от великого князя Сергея. Елизавета Фёдоровна хотела сделать мужу сюрприз. Подготовка к нему и его премьера отмечены в дневниковых записях и переписке.
Дневник цесаревича Николая Александровича от 13 февраля 1890-го года. «Начал разучивать свою маленькую роль из Евгения Онегина для крошечного спектакля т. Эллы*».
* Элла - «домашнее имя» великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Разница в возрасте между «тётей» Эллой и «племянником» цесаревичем Ники не составляла четырёх лет.
Записка от великой княгини Елизаветы Фёдоровны цесаревичу Николаю от 18 февраля 1890-го года:
«Милый Ники! Можешь ли ты прийти сегодня в 11.30, чтобы нам провести, как следует, репетицию? Вчера я прочла свою роль, долго репетировала её, и думаю, что всё у нас получится. Любящая тебя Элла. Тётенька. Татьяна».
Фотограф Карл Иванович Бергамаско. Великая княгиня Елизавета Федоровна в костюме Татьяны для любительского придворного спектакля Сцены из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1890 год. В собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Записка от великой княгини Елизаветы Фёдоровны цесаревичу Николаю от 26 февраля 1890-го года, после генеральной репетиции накануне премьеры.
«Милый Е.О. Я так и не пожелала тебе как следует «спокойной ночи», потому что, когда сошла вниз, ты уже ушёл. Я проболтала с нашей княгиней Голицыной. Она очень строгий критик, и всегда откровенно высказывает своё мнение. Я хотела расспросить её о моей игре - она сделала те же замечания, что и Сергей.
Ей кажется, что ты мог бы вложить больше чувств и энергии в свои реплики и произносить некоторые слова громче. А в остальном - очаровательно, и отозвалась весьма лестно насчёт того, как тебе подходит эта роль, в целом очень одобрительно о наших с тобой «талантах». Завтра мы должны превзойти себя. Нежный поцелуй от Татьяны».
Следует принимать во внимание, что Елизавета Фёдоровна - немка, и русский язык она стала изучать только после переезда в Россию в 1884-ом году, поэтому замечателен сам факт, что она играет Татьяну и читает наизусть Пушкина.
Фотограф К.И. Бергамаско. Великий князь, цесаревич, Николай Александрович в костюме Онегина для любительского придворного спектакля «Сцены из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1890 год. В собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Дневник великого князя Константина Константиновича, запись от 27 февраля 1890-го года.
«Я уже раньше знал от Эллы, что она потихоньку от мужа выучила заключительный монолог Татьяны, а Цесаревич взял роль Онегина. У них в помещении фрейлины Эллы, Козляниновой*, была устроена маленькая сцена, и там собирались без ведома Сергея и репетировали. Когда всё было готово, разыграли перед Сергеем две сцены из Евгения Онегина».
*Фрейлина Козлянинова - Екатерина Николаевна Козлянинова (в замужестве Струкова), фрейлина великой княгини Елизаветы Фёдоровны с 1887 по 1898 год. Впоследствии - подруга великой княгини.
Неизвестный фотограф. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, фрейлина княгини Екатерина Николаевна Козлянинова (в замужестве Струкова) и лектриса Екатерина Шнейдер.
Дневник великого князя Константина Константиновича, запись от 27 февраля 1890-го года.
«Поднялся занавес. На сцене был садик со скамейкой; выбежала Элла, за ней вошел Ники. Оба были в костюмах начала нынешнего столетия и очень хорошо одеты. Цесаревич очень мило и четко произнес свой монолог: «Вы мне писали, не отпирайтесь!» Только в голосе его слышно было, что он очень робел».
«Вы мне писали, не отпирайтесь!» Фотограф К. И. Бергамаско. Великий князь, цесаревич, Николай Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна в любительском придворном спектакле «Сцены из Романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1890 год. В собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
«Очень хорошо одеты», - так отмечает в.к. Константин Константинович костюмы артистов. Действительно, платье обоих было сшито по моде 1830-х годов. Прекрасная причёска Татьяны, завивка у Онегина; кружевной воротник, манжеты, пелерина, сапоги с кисточками...
Неизвестный фотограф. Портрет великого князя Николая Александровича, цесаревича, будущего императора Николай II в детском возрасте в парадном мундире Л.-гв. Гусарского полка. 1870-е годы.
Такие сапоги в России назывались гусарские ботики, а в Англии - веллингтоны. Но было ещё название - гессенские сапоги. Возможно, они были выбраны в качестве сценической обуви «Онегиным», потому что Елизавета была гессенской принцессой.
У цесаревича такие сапоги с кисточками были, специально для спектакля их заказывать не пришлось - он был гусаром-лейб-гвардейцем с детства, правда, гусарские ботики должны быть отполированы до блеска.
Фотограф Мечковский Я.К. Портрет неизвестного гусара. 1860-е годы. Вот как должны блестеть гусарские ботики!
Для сельского жителя, каким нам является в первой части романа Онегин, сапоги вполне уместны. В «пушкинскую» пору их носили как военные, так и статские.
«Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведет».
Вновь обратимся к дневнику в.к. Константина Константиновича:
«Затем сцена превратилась в комнату Татьяны. Элла с большим чувством говорила свой монолог. Нет ещё 6 лет, что она в России, и уже появилась на сцене. В старину этого не было. Конечно, произношение её выдавало, но выкупалось глубиною чувства в игре».
«Я знаю: век уж мой измерен; но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я». Фотограф К. И. Бергамаско. Великий князь, цесаревич, Николай Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна в любительском придворном спектакле «Сцены из Романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1890 год. В собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Первый спектакль прошёл успешно, об этом в дневнике упоминал цесаревич Николай: «Спектакль с нашими двумя сценами с тётенькой прошел удачно».
Стилистически Елизавета Фёдоровна полностью попала в тональность «пушкинской эпохи». И не могу объяснить, отчего мне, человеку, с уважением относящемуся к культуре и истории, это совпадение, случившееся давным-давно и не имеющее никакого практического и исторического значения, очень приятно.
Было решено дать ещё один показ и сделать фотографические снимки в костюмах у фотографа Карла Бергамаско.
Записка великой княгини Елизаветы Фёдоровны цесаревичу Николаю Александровичу.
«Милый Евгений Онегин! Сможешь ли ты играть в пятницу в 4.30 в нашем последнем представлении, поскольку никакой другой день невозможен, а я должна это знать сейчас, из-за приглашений.
Поскольку Маша <Васильчикова> в воскресенье рано уезжает, то в какой день мы пойдём фотографироваться? Она всегда укладывает мне волосы, поэтому для меня было бы удобнее, если возможно на этой неделе, например, в субботу».
Четверг, 1 марта.
«Милый Ники! Завтра, увы, наше последнее представление, а в субботу утром в 11 часов фото у Бергамаско».
«Но я другому отдана и буду век ему верна». Фотограф К. И. Бергамаско. Великий князь, цесаревич, Николай Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна в любительском придворном спектакле «Сцены из Романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 1890 год.
3 марта Николай писал: «Возня с Евгением Онегиным окончилась сегодня тем, что я поехал к Бергамаско и снялся в обоих костюмах с Татьяной во многих положениях».
До нас дошли вот эти шесть фотографий, и это замечательно. Возможно, были другие виды, которые хранятся сейчас у кого-то в частных коллекциях, и потому недоступны.