Явление неизвестного натюрморта Бартоломео Беттеры

May 02, 2024 20:03


В ГМИИ скоро завершится выставка под названием «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко». Мы решили, что майский праздник - отличное время для посещения музея. Особую приятность утра Первомая составила первоначальная почти безлюдность Моховой и Волхонки, дополненная совсем небольшим количеством почитателей искусства в Белом зале и на колоннаде, где разместились 70 экспонатов выставки.

При всех достоинствах, виды только фруктов и цветов лично меня могу занимать не очень долго. К счастью, на выставке такие натюрморты не являются доминантой, и в качестве натюрморта представлены картины, которые можно отнести к смешанному жанру. Причём фигуры присутствующих на таких картинах людей не всегда можно отнести к стаффажу - второстепенным элементам композиции.

Например, на этом полотне продавец фруктов никак не второстепенный элемент для украшения фруктов, скорее, это они его украшают.





01. Римский последователь Караваджо. Работал в 1610-1620-х годах. Холст, масло, в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Так уж получилось, что картины Джузеппе Арчимбольдо не вызывают во мне эстетического чувства. Я воспринимаю их как пошлость. Но людям нравится. И на выставке этому имени уделено почётное место.



02. Джузеппе Арчимбольдо. Мужская голова / Корзина фруктов. Частное собрание.

Прежде всего, удивила небывалая «смелость» устроителей выставки в отношении атрибуции. Например в отношении картины, которая в Эрмитаже представлена как творение «Неизвестного итальянского художника XVII века». На выставке её авторство однозначно приписано Бернардо Строцци и мастерской.



03. Бернардо Строцци и мастерская. Женщина с овощами. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.

Привлекает внимание вот эта картина, подписанная как «Интерьер кладовой с головой теленка, охладителем для вина, пирогом и связанным козленком».



04. Джован (!) Баттиста Рекко. Интерьер кладовой с головой теленка, охладителем для вина, пирогом и связанным козленком. Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Авторство этой картины в Госкаталоге приписано Джузеппе Рекко, а в электронном каталоге ГМИИ им. А.С. Пушкина по фамилии Рекко вообще нет никаких экспонатов: возможно, просто плохо работает сайт.



05. Результат при запросе в электронном каталоге ГМИИ им А.С. Пушкина в разделе «Экспонаты» по фамилии автора «Рекко».

В статье Пресс-службы ГМИИ, сопровождавшей открытие выставки в феврале 2024-го года, читаем:

«Так, открытием [выставки] стали картины неаполитанского художника Джузеппе Рекко, одного из крупнейших мастеров XVII века. Считалось, что на территории России нет ни одной его работы, но Виктория Эммануиловна [Маркова - куратор выставки] установила, что два натюрморта из российских собраний принадлежат его кисти. В процессе реставрации произведения, находящегося в собрании Государственного Эрмитажа, была обнаружена монограмма, подтверждающая авторство Джузеппе Рекко».



06. Увеличенный фрагмент предыдущего натюрморта (Ил. 04).

Рекко  -  семья неаполитанских художников, работавших в XVII веке. Основатель династии, Джакомо Рекко, писал в основном цветочные натюрморты. Джузеппе Рекко, сын Джакомо, был самым талантливым и известным в семье. Его брат, Джованни Баттиста Рекко, известен только своими ранними работами.

Работы, созданные им в зрелости, согласно установившемуся мнению среди искусствоведов, никогда не достигали в художественном отношении уровня картин Джузеппе Рекко. Но на взгляд обычного любителя живописи, картина "Интерьер кладовой..." очень хороша.

Обращает на себя внимание этикетка к картине со странным именем Джован. Если опечатка, то что мешало сделать правильно?



07. Выставочная этикетка к картине «Интерьер кладовой с головой теленка, охладителем для вина, пирогом и связанным козленком».

В Госкаталоге нет ни одной картины работы Джованни Баттиста Рекко (и Джован - тоже нет).

В Госкаталоге есть два натюрморта с рыбами, приписываемые Джузеппе Рекко, которые находятся в собрании Тульского музея изобразительных искусств. Еще два натюрморта под названием «Живопись. На дне морском», автором которых является Джузеппе Рекко, находятся в собрании Севастопольского художественного музея. Всего в России четыре работы Джузеппе Рекко.

Позвольте, как же, ведь считалось, что на территории России нет ни одной работы Джузеппе Рекко. Значит ли это, что музейные работники ГМИИ не считают Тулу и Севастополь территорией России?

Идём на сайт Эрмитажа и ищем в электронном каталоге Джузеппе Рекко. В каталоге есть три натюрморта: Натюрморт с рыбами, Натюрморт с рыбой и крабами, Натюрморт с рыбой и раковинами. Они приписаны к кругу Джузеппе Рекко, под вопросом находится авторство, приписываемое дочери Джузеппе, Елене Рекко.

Кроме картины Джована (!) Баттисты Рекко, на выставке есть два натюрморта Джузеппе Рекко с атрибутами: Натюрморт с рыбами и медным тазом. Холст, масло. Государственный музей-заповедник «Петергоф».  И вот этот:



08. Джузеппе Рекко. Натюрморт с рыбой и кошкой. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.

Еще экспонируются три натюрморта работы Елены Рекко, дочери Джузеппе: два из ГМИИ и один из Эрмитажа.

Натюрморт с рыбой и кошкой в электронном каталоге Государственного Эрмитажа выглядит вот так:



09. Неизвестный художник XVIII века. Натюрморт с кошкой. Германия Холст, масло, размеры 100 х 63 см. В собрании ГЭ.

Это явно еще до реставрации, в ходе которой, как излагалось в статье Пресс-службы ГМИИ, «была обнаружена монограмма, подтверждающая авторство Джузеппе Рекко». Картина происходит из дворца в Гатчине. Она была передана в Государственный Эрмитаж из печально известного Антиквариата в 1931 году.

Вот для сравнения с отреставрированным выделенный фрагмент:



10. Картина в каталоге Эрмитажа остаётся с теми же старыми атрибутами - Неизвестный немецкий художник XVIII века.

Как видим, музейные работники не обходятся без того, чтобы не запутать нас, не устроить для нас приключение, не задать загадку, не устроить квест, или просто не явить нам чудо.

Безусловно, установление авторства Джузеппе Рекко вместо «Неизвестного художника XVII века» из Германии для гатчинского Натюрморта с кошкой -  это серьёзное открытие.

Но сведения об этом открытии почему-то еще не попали в базу данных Госкаталога.  Возникает законный вопрос: какая проблема внести достоверные сведения в базу данных, если установление авторства случилось как минимум год назад - ведь не под Новый год же её закончили реставрировать, а планы по организации выставок тоже составляются не накануне, а сильно заранее.

Неужели, когда авторство картины считается установленным штатным работником музея в ходе реставрации, существует чиновничья волокита при внесении достоверных сведений в Госкаталог длиной в годы?

Открытие подлинного авторства и невнесение сведений об этом в Госкаталог - это чудо, но это ещё не все чудеса. На выставке можно увидеть картину, которой нет совсем ни в каких каталогах. Вот эту:



11. Бартоломео Беттера. Натюрморт с музыкальными инструментами, нотами, глобусом и картой. Холст, масло. Государственный Эрмитаж.

Так она атрибутирована на выставке.

Бартоломео Беттера родился в Бергамо 28 августа 1639 года в семье строителей. Он стал известен как мастер натюрмортов с изображением музыкальных инструментов. Его работы до конца XX века путали с произведениями другого мастера натюрмортов с музыкальными инструментами из Бергамо, одного из величайших итальянских художников XVII века -  Эваристо Башениса (Evaristo Baschenis).

Однако Бартоломео Беттера не был учеником или последователем Башениса. У Башениса учился уже упомянутый выше Джузеппе Рекко. Бартоломео Беттера работал совершенно независимо в собственной мастерской, но можно с большой уверенностью утверждать, что он так же видел картины Башениса, а Башенис видел его картины. А вот, кто кому следовал, нельзя сказать с уверенностью.

У Бартоломео Беттера был сын - Бонавентура Беттера, тоже художник



12. Бонавентура Беттера. Натюрморт с музыкальными инструментами, нотами, глобусом и медным ведёрком. Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина.

На натюрмортах музыкальные инструменты вместе с другими предметами, имеющими композиционный смысл, располагаются на столе, покрытом восточным ковром. Эти композиции представляли собой барочные сцены, дополненные шторами и занавесами. Отличительной особенностью работ Бартоломео Беттеры, кроме изображения музыкальных инструментов, являлось пластическое изображение драпировок ковров и тканей, а также создание на картине фактуры ковра или ткани, полученной путем их надавливания на еще не высохшую краску.

Работа Бартоломео Беттеры на выставке в ГМИИ экспонируется между двумя натюрмортами, написанными его сыном - Бонавентурой (Ил. 12, 13).

Бонавентура Беттера был последователем манеры отца, но считается, что он не обладал его художественной одарённостью. Три натюрморта сына и отца Беттера экспонируются на выставке в ряд, и для зрителя они все на взгляд являются работами одного художника.



13. Бонавентура Беттера. Натюрморт с музыкальными инструментами, нотами и глобусом. Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Натюрморты Бартоломео и Бонавентуры Беттеры с изображением музыкальных инструментов хотя на них не было символов смерти - черепов,  традиционно относились к жанру натюрмортов в стиле Vanitas, то есть напоминавших о суете, тщеславии и бренности бытия. Особым смыслом обладало изображение трубы - предвестника Страшного суда.

Изображения музыкальных инструментов -  скрипок, виол да гамба, теорб, блок-флейт, лютен, мандолин - дополняют глобусы, карты, армилярная сфера, предшествовавшая астролябии, которая кроме традиционного образа гармонии небесных сфер, в натюрмортах всегда являлась намёком на присутствие высшего божественного разума, который властвует над всем.

В картинах Беттеры-отца и сына очевидно отражено сопоставление «небесного» и «земного». Вся композиция, такая «культурная» и такая далёкая от назиданий с точки зрения современного человека, создавалась исключительно для напоминания о кратковременности земных удовольствий и грядущей для каждого живущего смерти.

Имени Бартоломео Беттеры вообще нет ни в одном каталоге: ни в Госкаталоге, ни в электронном каталоге Государственного Эрмитажа, на который ссылаются устроители выставки. Госкаталог содержит только два натюрморта с музыкальными инструментами, приписываемые Бонавентуре Беттера, но не Бартоломео.

Из этого следует, что на выставке представлена неизвестная картина Бартоломео Беттеры, якобы из собрания государственного Эрмитажа, но в Эрмитаже нет никаких упоминаний о наличии в собрании такой картины.

Выставка итальянского натюрморта в Пушкинском музее интересная. Это еще не всё, что можно было бы о ней рассказать.

Её однозначно надо посетить. Хочется ещё отметить, что в музее идёт изменение постоянной экспозиции живописи, и та часть, которую сейчас уже можно посмотреть, нам понравилась.

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Беттера, живопись, натюрморт, Рекко, Строцци, Арчимбольдо

Previous post Next post
Up