Ваза "Россия"

Mar 13, 2024 12:36


Картины, изображающие интерьеры старых зданий, домов, дворцов, являются ценным и содержательным историческим материалом. Непревзойдённость качества интерьерных акварелей художников Садовникова, Гау, Ухтомского, Премацци и других, на мой взгляд, не вызывает сомнений. Словно и заказчики, и исполнители этих работ ощущали хрупкость и временность того дворцового мира, которому суждено было в столетнем грядущем исчезнуть безвозвратно. Возможно, император Николай I ощущал эту непрочность под впечатлением утраты буквально у него на глазах интерьеров Зимнего дворца в огне декабрьского пожара 1837-го года...

Каковы бы ни были творческие побуждения к созданию серий видов залов и помещений Зимнего дворца и Эрмитажа, сейчас они для нас -  окно в прошлое, глядя в которое, мы имеем возможность отметить утраченное и с радостью обнаружить предметы и произведения, которые «выжили» во времени, в революциях, и сейчас «живут» в нашем времени. Есть надежда, что будут «жить» дальше, веками хранимые людьми.

Предмет, о котором идёт речь, создан почти двести лет назад; он имеет впечатляющие размеры и величественный вид, но выполнен из хрупкого материала - это фарфоровая интерьерная ваза, носящая имя «Россия».





Императорский фарфоровый завод. Ваза «Россия». 1828 год. Фарфор, бронза. Роспись - Дени-Жозеф Моро; формовщик - Жак-Фердинанд Давиньон; бронзовщик - Андрей Шрейбер; скульптор - Викентий Мадерни; автор оригинала портрета Александра I - Томас Райт; автор оригинала медали с портретом Александра I - Иван Анфимович Шилов. техники при создании: роспись, надглазурная полихромная, позолота, цировка, чеканка, золочение.

Ваза являлась семейной реликвией императорского Дома Романовых. Она была заказана Императорскому фарфоровому заводу государем Николаем I в ознаменование пятнадцатилетия победы в Отечественной войне 1812 года и в память о недавно умершем императоре Александре I.

Императорский фарфоровый завод относился к ведомству Кабинета Его Императорского Величества, который с 1801 года, с начала правления императора Александра I, возглавлял Гурьев Дмитрий Александрович (с 1818-го года граф). Гурьев умер двумя месяцами раньше императора Александра I. Фактически на заводе почти одновременно со смертью императора Александра I и графа Гурьева сменилась эпоха.

Ваза выполнена уже в другую эпоху, но ресурсами эпохи предыдущей. Высота вазы «Россия» составляет 2,22 метра, в диаметре - 1,22 метра. Для её создания требовались незаурядные мастера, способные творить и применять новый опыт, делать то, что никто еще не делал.

Традиционно главной задачей функционирования многих российских производств был наём ведущих высококлассных специалистов. Обычно приглашались иностранцы, имевшие блестящие возможности реализовать свои умения и существенно улучшить своё финансовое положение, работая на Кабинет Е.И.В. Эти специалисты по условиям договоров непременно обязывались не только выполнять работы, но и обучать определенное количество мастеровых из рабочих завода.



Бронзовый декор нижней части вазы.

Испытывая потребность в таком специалисте, в 1824-ом году Императорский завод возобновил договор с французским художником Жаком-Фердинандом Давиньоном. В 1825-м году также был возобновлён договор с соотечественником Давиньона, Дени-Жозефом Моро.

Оба француза участвовали в создании величественной вазы. Проект Дени-Жозефа Моро был высочайше утверждён к Пасхе 1826-го года. Работа над вазой заняла два с половиной года, и к Новому году 31-го декабря 1828 года она была преподнесена императору Николаю I.

Давиньон не дожил до завершения работ над вазой, он умер 29 октября 1827-го года. Отмечалось, что он выполнил все обязанности по контракту и обучил нескольких человек из принадлежащих заводу им изобретённым методам, которые позволяли не только облегчать и украшать работу, но и сохраняли здоровье мастеровых. Моро ненадолго пережил своего соотечественника и умер в 1830-ом году.

Ваза «Россия» первоначально была установлена в Зимнем дворце в апартаментах императрицы Александры Фёдоровны, откуда была затем переставлена в Старый Эрмитаж (сейчас Малый Эрмитаж).

В 1830-х годах она находилась в Овальном зале Старого Эрмитажа. Как ваза выглядела в интерьере этого зала, было запечатлено на живописной картине, выполненной маслом на холсте русским живописцем, гравёром, акварелистом и литографом, Карлом Петровичем Беггровым.



Карл Петрович Беггров. Овальный зал Старого Эрмитажа. 1828 год. Холст, масло, размеры 98 х 81 см. В собрании ГТГ.

Центральную часть тулова вазы украшает медаль с портретом императора Александра I. Под его портретом сложена композиция из доспехов и разных видов оружия. По бокам две крылатые женские фигуры, олицетворения Славы. Одна ведёт список добродетелей и побед императора, а вторая держит над ним пальмовую ветвь победы и мира.

С другой стороны тулово украшают также две крылатые женские фигуры, держащие в руках земной шар, под которым сложены композиции из доспехов, оружия и знамён. На земном шаре хорошо узнаваема карта Российской империи. Для большей убедительности она имеет надпись «Россiя». Эта надпись и послужила основанием для названия вазы.

Эта ваза в том же Овальном зале Старого Эрмитажа была запечатлена на акварели Льва Ивановича Киля. Киль был военным, стал генералом императорской свиты, но по призванию своему он был художником и создал акварели, запечатлевшие обыденную жизнь императорского двора.

Точное время создания акварели Килем неизвестно, но, вероятно, после 1837-го года.



Лев Иванович Киль. Группа дворцовых гренадёров в Овальном зале Малого Эрмитажа. Конец 1830-х годов. Бумага, акварель. Из собрания ГЭ.

На этом рисунке виден тот же Овальный зал, но зритель стоит слева от вазы, которая находится за спиной офицера.

Эдуард Петрович Гау в 1860-е годы создал серию строгих и безупречных акварелей под названием «Виды залов Зимнего дворца». На акварели, изображающей вид первой запасной половины дворца, а конкретно, Большой салон великой княгини Марии Николаевны и герцога  Лейхтенбергского, мы находим вазу «Россия» стоящей напротив окна.



Эдуард Петрович Гау. Виды залов Зимнего дворца. Первая запасная половина. Большой салон великой княгини Марии Николаевны и герцога М. Лейхтенбергского. 1866 год. Бумага, акварель. Из собрания ГЭ.

В настоящее время ваза «Россия» находится в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца. Она также стоит напротив окна, и её фронтальный вид фотографировать не очень удобно. К сожалению, украшение тулова вазы, где находится земной шар с картой Российской империи, недоступно для снимка.



Вид Фельдмаршальского зала Зимнего дворца от окон вглубь помещения. Ваза «Россия» не видна, она находится сзади справа.

На время изготовления ваза «Россия» была одной из самых величайших фарфоровых ваз, созданных на европейских фарфоровых заводах.

Интерьерные вазы украшают и гармонизируют обстановку разных помещений дворцов. Их проекты создавались архитекторами и вазы строились по всем правилам элементов в архитектурных ордерах. Развитие вазы, как и колонны, происходит снизу вверх, отличаясь от колонны тем, что это развитие завершается в пространстве раскрытым горлом вазы или её крышкой, тогда как развитие колонны в ордере всегда завершается и венчается капителью, соединённой с антаблементом.



Вид вазы «Россия» сбоку. Очень трудно найти точку, чтобы не было в кадре людей.

Как и прочие иные интерьерные украшения, вазы наполняют дворцовые залы содержанием. В Фельдмаршальском зале выставлено порядка тридцати разных  фарфоровых ваз. Большинство из них - это парные вазы, выполненные на Императорском фарфоровом заводе в эпоху царствования императора Николая I. Как и вазу «Россия», их отличает обилие позолоты и богатство декора.

Позолота на сохранившихся вещах, выполненных на заводе в эпоху императора Николая I, отличается замечательной прочностью, значительно превосходящей прочность позолоты изделий более поздних времён, мягкой полировкой и блеском. В создании орнаментальной живописи применялось не только золото, но и платина.

Гау, фарфор, Эрмитаж, вазы, Александр I, Беггров, Николай I, Киль

Previous post Next post
Up