Речь пойдёт о старшей дочери Аркадия Алексеевича Столыпина и Веры Николаевны, урожденной Мордвиновой, Марии Аркадьевне. По матери она была внучкой адмирала графа Н. С. Мордвинова. По отцу приходилась родной племянницей бабушки Лермонтова, а поэту приходилась двоюродной тёткой. Её родной брат, двоюродный дядя поэта, был вместе с Лермонтовым в Пятигорске, когда произошла ссора с Мартыновым, и возможно, был секундантом на роковой дуэли.
Существует несколько портретов молодой Марии Аркадьевны, выполненных художниками, а они, как известно, пишут, как видят, нередко они видят так, как хочется заказчику.
Владимир Иванович Гау. Портрет Марии Аркадьевны Бек. 1838 год. Картон, акварель, белила, лак. Размеры 35.5 х 27.5 см. Из собрания Государственного Русского музея.
Мария с братьями и сёстрами рано осталась без родителей: Марии было шесть лет, когда она потеряла отца, и 14 лет, когда умерла мать. В возрасте семнадцати лет, в конце 1836 года, она была пожалована во фрейлины императрицы Александры Фёдоровны, а в ноябре 1837 года в Исаакиевском соборе состоялось венчание её с помещиком Иваном Александровичем Беком.
Орлов Пимен Никитич. Портрет Марии Аркадьевны Бек. 1839 год. Холст, масло, размеры 44 х 36 см. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Иван Бек был внуком акушера императрицы Екатерины II. Он и его жена, «принявшая на свои руки Павла», будущего императора Павла I, были награждены большими поместьями в разных губерниях. Бек был богат, имел придворный чин камер-юнкера, а в табели о рангах имел чин надворного советника и служил в дипломатическом ведомстве. Он писал стихи, делал переводы - был первым переводчиком на русский язык «Фауста» Гёте, проявлял способности к живописи и музыке, вращался в кругу молодых художников. Его стихотворения воспевали любовь, которая иногда рисовалась поэту как залог бессмертия.
В браке с ним Мария Аркадьевна родила двух дочерей - Веру и Марию.
Гау Владимир Иванович. Девочки в парке. Портрет сестер Марии Ивановны (1839-1866) и Веры Ивановны (1840-1912) Бек. 1842 год. Бристольский картон, графитный карандаш, акварель, белила. Размеры 29 х 21,5 см (овал в свету); 44,5 х 37 см (с рамой). Из собрания Государственного Исторического музея.
Карл Павлович Брюллов. Портрет М.А. Бек. 1840 год. Холст, масло, размеры 87 х 70 см. Из собрания Национальной галереи Армении, Ереван. Любопытно было бы узнать, как портрет попал в Ереван. Скорее всего, стараниями большевиков.
Брюллов запечатлел Марию Аркадьевну в возрасте двадцати одного года. Одновременно Брюллов написал еще один портрет Марии Аркадьевны со старшей дочерью Марией.
Карл Павлович Брюллов. Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью. 1840 год. Холст, масло, размеры 246,5 х 193,5 см. Из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Иван Александрович Бек не отличался крепким здоровьем. Этот брак оказался непродолжительным. Бек внезапно сошел с ума и в 1842 году умер «в припадках психического расстройства». Природа этого расстройства не указана.
Мария Аркадьевна осталась вдовой в двадцать три года с двумя малыми детьми. Она была богата, но предпочла вновь вернуться в дом своего деда адмирала Мордвинова и продолжила вести привычный для неё светский образ жизни.
«Фотографическое заведение г. Александровского». Фотография с портрета вдовы Марии Аркадьевны Бек с портрета работы В.И. Гау, выполненного в 1844 году. Фрагмент. Из собрания Государственного Исторического музея.
В 1846 году её сестра, Вера Аркадьевна Столыпина, вышла замуж за Давида Фёдоровича Голицына, состоявшего с 1844 года при Русской миссии в Константинополе. К месту службы мужа в Константинополь с ней вместе поехали и две её сестры - Мария и Екатерина. Обе сестры в Константинополе вышли замуж.
Мария Аркадьевна в 1848 году стала женой князя Павла Петровича Вяземского.
Амедео Прециози. Портрет князя Павла Петровича Вяземского в Константинополе. 1844 год. Бумага, графитный карандаш, акварель. Размеры 34,5 х 25,5. Из собрания Государственного Исторического музея.
Екатерина Столыпина в 1849 году стала невестой секретаря миссии в Константинополе Николая Аркадьевича Кочубея. Отец его сомневался, стоит ли начинающему дипломату вступать в брак, тем более что невеста была на три года старше его. Но в 1850 году Кочубей с невестой вернулся в Петербург и там состоялась их свадьба.
В 1849 году в самом центре Санкт-Петербурга появилось фотографическое ателье под названием «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого». Оно было открыто фотографом-любителем Сергеем Львовичем Левицким.
Этикетка ателье С. Л. Левицкого. Первая половина 1850-х годов.
Фотографическое наследие Левицкого значительно и разнообразно, а его вклад в историю отечественной фотографии без преувеличения можно назвать выдающимся. За более чем сорок лет деятельности он создал тысячи снимков, по которым фактически можно отследить развитие фотографии от средины до конца XIX века. Среди современников Левицкий получил титул «патриарх светописи».
Представленный ниже портрет его работы запечатлел княгиню Марию Аркадьевну Вяземскую с сыном. Этот фотографический портрет датируется около 1858 года. Датировка выполнена по возрасту единственного сына князей Вяземских - Петра, которому на портрете около четырёх лет.
Фотокамера - инструмент беспристрастный, разумеется, при условии, что фотограф не увлекается ретушью.
Княгиня Мария Аркадьевна была последней хозяйкой усадьбы Остафьева, а её сын Пётр - последним его владельцем из семьи князей Вяземских. На нём же пресеклась мужская линия этого рода.
Этот портрет интересен тем, что он запечатлел внешность княгини Марии Аркадьевны Вяземской. Конечно, портреты писались, когда Мария Аркадьевна была значительно моложе. На фотографии она мать пятерых детей, ей 39 лет.
С возрастом дамы меньше увлекались снятием с себя портретов. Но есть портрет Марии Аркадьевны, выполненный, когда ей было уже за сорок - в 1860-е годы.
Неизвестный фотограф запечатлел княгиню Марию Аркадьевну Вяземскую с её подругой Анастасией Николаевной Мальцовой, урождённой Урусовой. Мальцова - жена Сергея Ивановича Мальцова, родного брата бабушки графа А.А. Игнатьева. А.Н. Мальцова объявила своего мужа недееспособным и разорила его фабрики в Калужской губернии.
Если живописные портреты не всегда дают уверенность говорить, что на них изображена одна и та же женщина, то на фотографиях Мария Аркадьевна легко узнаваема.
Ниже фрагмент с групповой фотографии, выполненной в Остафьево, когда Марии Аркадьевне было около 58-ми лет.
Снимок неизвестного фотографа запечатлел князя Павла Петровича Вяземского на крыльце дома в Остафьево в окружении родных и близких.
Выделенный фрагмент с Марией Аркадьевной в темном платье и сыном Петром - в светлой черкеске и папахе.
Мать и сын тут старше, чем на снимке Левицкого, почти на тридцать лет. Сын Пётр тут уже участник Русско-Турецкой войны.
Князь Павел Петрович Вяземский умер в 1888 году, княгиня Мария Аркадьевна пережила его на год - она умерла, когда ей было всего шестьдесят лет. Мало раньше жили люди.