В собрании Национальной галереи в Лондоне есть портрет работы итальянского художника XVI века Джованни Баттиста Морони. Портрет этот не датированный и по времени создания был атрибутирован искусствоведами 1570-1575 годами.
Время было определено по одежде героя этого портрета, и название дано "Портной", поскольку изображенный молодой мужчина держит в руках портновские ножницы с явным намерением раскроить по намеченным мелом линиям лежащую перед ним на столе чёрную ткань.
Джованни Баттиста Морони. Портной (Il Tagliapanni - с итальянского раскройщик). 1570-1575 годы. Холст, масло. Размеры 97 x 74 см. Национальная галерея, Лондон (National Gallery).
Итальянский художник эпохи Возрождения Джованни Баттиста Морони (родился около 1525 года в Альбино, Венецианская республика, умер 5 февраля 1578 года в Бергамо). Морони был прекрасным портретистом и сделал портретную живопись своей главной специальностью. Он писал портреты в основном представителей аристократии и буржуазии Бергамо. "Портной" - самая известная работа Морони.
Как и у многих других поклонников портретной живописи, у меня при знакомстве с этим портретом, возникло сомнение, что этот молодой и уверенный в себе человек на самом деле портной. Сомнение в этом вызывает его взгляд, ухоженная бородка и прическа. Он выглядит так, словно не так давно посетил цирюльника.
На то, что этот человек может быть портным, указывают только ножницы в его руке. Если смотреть без этого профессионального атрибута, то его можно отнести к представителям аристократии.
И конечно же, на его положение указывает его одежда. Это костюм человека обеспеченного, а наличие у него кожаного пояса для ношения оружия, говорит о том, что он принадлежит скорее к аристократии, чем к ремесленникам. На такие мысли наводит и золотое кольцо на мизинце правой руки.
Редкий портной будет работать с кольцом на руке, да еще на мизинце правой руки - при раскрое выступающий над пальцем камень будет мешать.
Фрагмент с правой рукой "портного".
В кольце вставлен красноватый камень, возможно, рубин. Кольцо с рубином на мизинце левой руки был символом брака. А в данном случае - это рука правая - рабочая для портного.
Вообразим движение руки при раскрое ткани: эти пальцы сейчас должны будут взять тяжелые стальные ножницы, а вес их в те времена составлял около килограмма, рука при раскрое ляжет на стол, на ткань как раз мизинцем, и кольцо будет мешать работе, сковывая движения его руки при раскрое дорогой чёрной ткани.
Увеличенный фрагмент правой руки с кольцом на мизинце.
Если бы это было кольцо-печатка, то можно было бы с полной уверенностью говорить, что на портрете изображен аристократ. Подразумевая всевозможные смыслы, которые нынче принято подразумевать в старых живописных работах, раскрой может символизировать процесс кардинальных изменений. Но это, разумеется, чистейшей воды моя фантазия.
Готовность все перекроить.
Теперь об одежде. По мнениям итальянских историков костюма, мода на ношение таких элементов одежды возникла в Италии после эпохи испанской Конкисты и начала Контрреформации, то есть после 1563 года.
На молодом человеке надеты кремового цвета джиппоне с высоким воротником-стойкой, имевшим название латтуга (lattuga), и облегающими запястья манжетами и бордовые брагессы - широкие, надутые и набитые штаны, обычно дополняемые обтягивающими чулками, которые на этом портрете не видны.
Верхняя ткань брагессов по всему периметру имела разрезы - для свободы движения. Это требовало большого расхода ткани, цены на которую были высокими, и не всякий мог себе позволить такую неоправданную роскошь. Брагессы носили представители аристократических слоев и буржуазии. Характерной деталью брагессов был гульфик, который также выглядывает из складок бордовых брагессов на портрете "портного".
Брагессы выглядели приблизительно так. Это копия с экспоната конца XVI века из Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Морони приблизительно десятью годами раньше создал портрет Молодого человека-левши с письмом. Этот портрет тоже находится в собрании Национальной галереи в Лондоне. Костюм, в котором он изображен, выполнен из черной ткани с золотой отделкой, но элементы кроя и силуэта практически такие же, как и у костюма "портного".
Джованни Баттиста Морони. Портрет джентльмена-левши с двумя книгами и письмом ('Il Gentile Cavaliere'). 1564-1565 годы. Холст, масло. Размеры 100,4 × 81,2 см. Национальная галерея, Лондон (National Gallery).
Как видим, нижние рубашки у этих двух молодых людей одинаково тонкие, образуют изящные белые рюши на стойках воротников и манжетах.
Молодой человек-левша вооружен мечом и кинжалом. Его меч находится с права - под левую руку. Мы не знаем точно, есть ли у "портного" оружие, и вполне возможно, что слева на поясе у него висит стилет или кинжал.
Интересно, что в XVI веке далеко не всякий мог носить оружие. Чтобы таким правом обладать, надлежало оформить разрешение на ношение оружия. В просьбе на ношение оружия проситель обязан был убедительно объяснить, зачем оно ему нужно, и указать, какой вид оружия ему нужен для защиты, сколько единиц оружия он будет носить, будет ли носить доспехи, и какие.
Джуппоне - это мужской лиф длиной чуть ниже талии, на подкладке, с длинными рукавами, застегивавшийся на множество пуговиц на груди, как жакет, его носили поверх рубашки. Поскольку он выполнялся на подкладке и дублировался, то его стали называть дублет, или по-итальянски фарсетто, от латинского farsus - набивной.
Дублет происходил от одежды, которую в средние века надевали под доспехи. Отсюда и воротник-стойка латтуга - чтобы предотвратить соприкосновение шеи с доспехами.
Итальянские доспехи XV века из коллекции Уоллеса, Англия. (Wallace Collection)
Оружие и доспехи играли большую роль в жизни людей XVI века. Герцог Козимо I Медичи прослезился от радости, когда увидел впервые в 1572 году своего младшего сына Джованни облаченным в доспехи с булавой и пикой - это означало взросление сына.
Если брагессы шили портные, то дублеты делали дублёры, то есть гильдии ремесленников, занимавшихся изготовлением стёганных одеял.
Паоло Калиари, или Веронезе, расписывая фресками в 1560-1562 года помещения на вилле Барбато-Мазер в Тревизо, оставил свой автопортрет в костюме охотника.
Это более рабочий вариант использования дублета.
Паоло Калиари, или Веронезе. Автопортрет в образе охотника, 1560-61 годы. Фреска на вилле Барбато - Мазер, Тревизо, Италия.
Некое подобие костюма "портного" мне повстречалось в сети без указания автора и модели, но по внешним признакам можно считать что это копировался именно костюм с картины Морони.
Современная реконструкция костюма "портного".
Исследователь из Италии в области тканей, текстиля и моды Рамс Гамба считает, что на портрете работы Морони в образе "портного" изображен конкретный человек - член семьи Маринони из Дзенцаро д'Альбино в районе Бергамо. Семья нескольких поколений художников владела художественной мастерской с середины XV века боле ста лет.
Полиптих Сан-Пьетро церковь Сан-Пьетро-ин-Дезенцано-аль-Серио работы мастерской Маринони.
Один из братьев Маринони уехал в Венецию и там стал торговать шерстью. По мнению Рамса Гамба, он и был изображен Джованни Баттиста Морони в образе "портного".
Вряд ли мы узнаем достоверно, кто изображен на портрете Морони в образе "портного", но портрет хороший.