Вот такой вот Мондриан получился

Nov 01, 2022 17:11


Когда-то был такой анекдот про картину абстракциониста, которую купивший за большие деньги любитель повесил, перепутав верх и низ. Дело в том, что перепутать немудрено, ведь у таких творений верх и низ определяют по расположению подписи «творца». Если же нет подписи, а «творец» уже навеки безмолствует, то поди ж ты определи, где у картины верх, низ, а где другие стороны!



Пит Мондриан. Нью Йорк Сити I 1941 год в музее Дюссельдорфа висит неправильно ориентированной.



Так и случилось с картиной Пита Мондриана (Piet Mondrian) «Нью-Йорк 1» 1941 года - ее перепутали и повесили в Коллекции произведений искусства земли Северный Рейн-Вестфалия (Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen) в Дюссельдорфе неправильно, перепутав верх и низ, причем повесили уже очень давно - с 1945 года. Оказывается, все эти годы до настоящего времени картина выставлялась неправильно. Новость об этом важном событии в мире искусства обошла весь мир.



Пит Мондриан в своей мастерской в 1938 году. Видна линейка, которая была творческим инструментом. Мондриан создавал картины-решетки и создал их 70 штук. Все они имели номера.

Не знаю, нужно ли рассказывать о том, кто такой Пит Мондриан, но что-то мне говорит, что мало кто о нём знает, хотя имя это входит в несколько перечней выдающихся художников всех времен и народов, которые так любят составлять в странах Западной Европы. Для нас же, жителей России, имя это помнится из фильма «Собачье сердце» по М. Булгакову:

image Click to view


В повести «Собачье сердце» у Булгакова этого эпизода нет, а в фильм он попал из булгаковского фельетона «Сколько Брокгауза может вынести организм?», в котором навязчивого читателя, слесаря, желавшего стать эрудированным, библиотекарь отправил читать слова Брокгауза и Эфрона. Вот финальное болезненное состояние слесаря и показал режиссер Бортко в фильме «Собачье сердце».

Составляют в Европе перечни художников, чтобы люди точно знали, чем им восхищаться в музеях, и на какие выставки ходить наверняка.

Так вот, Мондриан входит в такие перечни выдающихся художников в Нидерландах, Италии и Франции, то есть в странах, богатейших своим художественным наследием настолько, что другим странам остаётся только позавидовать! В этих богатейших своим искусством странах Мондриан - самое ценное.

Мондриан рисовал «решётки, создаваемые вертикальными и горизонтальными линиями, с пустыми пространствами между ними, кое-где заполненными цветными четырёхугольниками; чем проще, тем лучше».



Московское метро, станция Румянцево, оформленная решётками Мондриана.

Мондриан был художником-абстракционистом. Появлению абстракционизма как художественного течения способствовали два культурных обстоятельства XIX века: распространение фотографии, позволявшей со скурпулёзной точностью воспроизводить окружающий мир и сделавшей излишней предметную живопись, и романтическое представление, что все искусства стремятся приблизиться к музыке, которая воздействует на органы чувств и обладает способностью внушать, будучи абсолютно не фигуративной, то есть не обладающей образом.

Например, в 1912 году поэт Гийом Апполинер писал, что абстрактное искусство откроет новый мир выразительных возможностей, что оно будет соотноситься с традиционным примерно так же, как музыка с литературой.

Мондриан стал в абстракционизме корифеем. Его работы относят к классическому абстракционизму. Известно, что его решётками вдохновлялись другие абстракционисты. Он ничего не хотел слышать о диагонали - на его решётках диагонали отсутствуют. Учитывая, какие нынче цены на Мондриана, видимо он был прав, что не принимал диагонали.



Пит Мондриан. Нью Йорк Сити 1 1942 год. Холст, масло. Размеры 119,3 х 114,2. Из собрания Национального музея современного искусства в Париже. Это похожая решётка Мондриана. но не та, о которой идет тут речь. С сайта художника Франческо Визалли.

И вдруг куратор галереи в Дюссельдорфе Сюзанна Мейер-Бюзер сообщает в конце октября этого года, что картина, созданная величайшим художником всех времен, по версии Нидерландов, Италии, Франции, висела все эти годы неправильно! Это анекдотическая ситуация, ведь полотном восторгались, благоговели перед ним, изучали его, и все это делали перед неправильно висящим шедевром, то есть попутав, где верх, а где низ прекрасного!

Как же такое могло случиться, что кто-то посмел посягнуть на «святое» для многочисленных ценителей прекрасного - подвергнуть сомнению правильность ориентации решетки, висевшей так 77 лет и в этом виде служившей источником восторгов.

О том, что картина Пита Мондриана «Нью-Йорк 1» 1941 года висит неправильно, еще год назад догадался итальянский художник Франческо Визалли, занимающийся исследованиями абстракционизма, и в частности, творчества Пита Мондриана.



Франческо Визалли. Три грации. Холст, масло. Размеры 120 x 190 см. В частной коллекции. Изображение взято с сайта Франческо Визалли.

Чтобы об этом сообщить, Визалли в сентябре 2021 года направил письмо директору галереи в Дюссельдорфе Анетт Крузжински (Anette Kruszyinski), в котором изложил свои аргументы и доказательства, что картина Мондриана висит в галерее неправильно.

Визалли писал: «Каждая работа Мондриана имеет свою точную ориентацию, которую определяет положение подписи автора, поэтому на практике ошибиться невозможно. Но, как известно, в этой конкретной работе подпись отсутствует, и она всегда была ориентирована более толстыми линиями, направленными вниз».

Вероятно, Мондриан еще намеревался что-то доделать на этой решётке, поэтому и не подписал её. Решётка менялась автором с 1935 года. Например, Визалли приводит вариант, выставленный Мондрианом в Балтиморе в 1940 году:



Пит Мондриан на выставке в Балтиморе в 1940 году.

Самым главным аргументом, по мнению Визалли, является фотография, сделанная Гарри Хольцманом, который использовал студию Мондриана через несколько дней после его смерти, чтобы сделать несколько фотографий со шведской моделью Лиз Фонсагривс для репортажа о моде в журнале Town and Country.



Лиз Фонсагривс в студии Мондриана через несколько дней после смерти художника позирует для показа черного платья. Справа часть картины «Нью-Йорк Сити I».

Эти фотографии были опубликованы в июньском номере журнала за 1944 год, где на одной из фотографий Фонсагривс позирует рядом с работой «Нью-Йорк Сити I». Видна только часть работы, и, вероятно, она стоит на мольберте в том виде, в каком ее оставил Мондриан. И, как видно из фотографии 1944 года, работа представляет собой плотную группу полос вверху, указывающую, что именно так следует выставлять картину:



Пит Мондриан. Нью Йорк Сити I 1941 год. Холст, масло. Размеры 119,3 х 114,2. Слева - картина расположена неправильно, а справа - как картина должна быть выставлена.

Как же все просто в нормальной живописи: ноги - внизу, голова - вверху, когда образ ясен, уж точно никак не ошибёшься.

Итог этого открытия Франческо Визалли в том, что признав неправильной ориентацию картины Пита Мондриана "Нью Йорк Сити I 1941", галерея в Дюссельдорфе решила оставить картину в том же положении, что и она занимала с 1945 года. Причина такого решения объяснена плохим состоянием красочного слоя на полосках - на фотографии видно, что местами красочный слой нарушен. Полотно может не вынести переворота на 180 градусов.

Но есть еще репутационные выгоды. Получив в сентябре 2021 года письмо от от Франческо Визалли, руководство галереи в Дюссельдорфе не торопилось признавать справедливость его аргументов. Известно, что музеи совершенно консервативны и никогда не признают никаких доводов для изменения в атрибутировании экспонатов, если им это не выгодно.

В данном случае признать выгодно: куратор галереи в Дюссельдорфе Сюзанна Мейер-Бюзер стала героем дня - ведь повсюду именно ей, а не Франческо Визалли, присвоена честь этого открытия; сам музей попал в новостные ленты самых разных изданий по всему миру; "анекдот" с ошибкой привлек внимание к работам Мондриана, которые находятся в самых крупных музеях мира. А менять ничего не нужно, и картина будет висеть так же, как висела: много шума из ничего!

Для меня этот случай интересен тем, что дает мне материал для лучшего понимания человечества. Об искусстве тут речь не идёт.

Визалли, изобразительное искусство, Мондриан

Previous post Next post
Up