Необычное "Оплакивание Христа".

May 19, 2022 21:16


Я уже писала об этой картине почти два года назад, но сейчас появились новые сведения и обстоятельства, которые раскрыли имена тех, кто был изображен на картине.

Это полотно было создано в мастерской Лукаса Кранаха-старшего около 1538 года.



Школа Лукаса Кранаха-старшего, Оплакивание Христа. Фотография Национальный музей в Стокгольме, Швеция. (The School of Lucas Cranach the Elder, The Lamentation of Christ. Photo: Nationalmuseum.)



Не одно столетие картина принадлежала крупнейшему в мире цистерианскому Любёнжскому монастырю, основанному в XII веке и расположенному в Силезии на расстоянии около 50 километров от города Бреслау. Во времена Лукаса Кранаха Силезия была частью Священной Римской империи и вошла в состав Германии со времени объединения германских земель в единое государство в 1871 году. В 1880 году картина была приобретена музеем Schlesische der Bildenden Künste (Шлезиш-дер-Бильденден-Кюнсте) в Бреслау.

После окончания Второй мировой войны, в соответствии с положениями Ялтинской и Потсдамской конференций, город был включён в состав Польши: Бреслау стал Броцлавом, а часть Силезии отошла к Польше.



Любенжский монастырь, Вроцлав, Польша. Фото из Википедии.

В ноябре 1945 года картина в числе других музейных ценностей из бывшего музея Шлезиш-дер-Бильденден-Кюнсте была передана на хранение в Каменец-Зобковицки в Польше. Но времена были трудные послевоенные и в феврале 1946 года со склада исчезли сотни произведений, в том числе "Оплакивание Христа". С тех пор картина пропала.

Появилась она в 1970 году в Швеции. "Оплакивание Христа" было приобретено с аукциона в Мариефельде в коллекцию Национального музея в Стокгольме за 4000 шведских крон. Согласно инвентарным сведениям картина принадлежала Зигфриду Хэгбергу.

Польша обратилась в Национальный музей в Стокгольме с требованием вернуть картину, как музейную собственность Польши. Музей в Стокгольме совместно с польскими специалистами провели расследование того, как картина оказалась в Швеции.

Это расследование установило, что Зигфрид Хегберг во время Второй мировой войны был директором двух филиалов компании LM Ericsson в Польше. В 1942 году он был арестован гестапо и приговорен к смертной казни вместе с тремя другими шведами по обвинению в помощи польскому движению сопротивления. Считается, что он тайно вывез документы, раскрывающие зверства, чинимые нацистами против еврейского и польского народов.

Его наказание было заменено на пожизненное заключение, а после особой просьбы короля Густава V Хегберг и вовсе был освобожден в 1944 году. После освобождения уехал в Швецию, а по окончании войны он вернулся в Польшу, чтобы возобновить работу в LM Ericsson. По словам семьи Хэгберга, он не купил картину и не украл ее, а по чьей-то просьбе согласился ее сохранить. По счастливой случайности, человек, вручивший картину на хранение, так никогда и вернулся за ней...

На мой взгляд, красивая история, сочетающая в себе одновременно и сотрудничество с фашистами, и борьбу с ними. Но в данном случае это не важно.

Удивляет сама картина. Меня удивила сразу - отсутствием оплакивающих. Даже кажется что некоторые окружающие Христа дамы не оплакивают его, а торжествуют.



Фрагмент центральной части Оплакивания Христа.

На картине нет никого, чье лицо выражало бы скорбь.

В центре художник поместил эту даму, наряд которой украшен золотом, драгоценными камнями, мехами, а на шее которой сияет золотой равносторонний крест, украшенный либо бриллиантами, либо жемчугами. Она торжествующе смотрит прямо на нас, как бы проверяя, какое впечатление она производит.



Это центральный персонаж картины - дама, держащая Христа за кровоточащую руку. На холодном лице ее нет ни смирения, ни жалости, ни скорби.

Внизу полотна художник поместил, скорее всего родовые рыцарские символы семейства заказчика картины. Слева - коронованную сову на ветке на черном фоне щита, в правом углу которого сияет золотая звезда.



Рыцарский атрибут среди плюмажей и доспехов: коронованная сова на ветке на черном фоне щита, в правом углу которого сияет золотая звезда.

Коронованная сова с золотой звездой - символ герба патрицианского рода Гюденрроде (Günderrode) из Франкфурта-на-Майне. Правда на гербе этого рода сова повернута влево и звезда тоже слева от совы.



Герб немецкой патрицианской семьи Гюденрроде.

В правом нижнем углу картины художник расположил другой герб - языкастый профиль птицы с раскрытым клювом на черном щите.

Это герб другой немецкой патрицианской семьи Альнпек (Allnpeck), жившей во Фрайбурге (Саксония).



Герб немецкого патрицианского семейства Альнпек.

Символ герба - беркут с раскрытым клювом и красным языком.

Сочетание фамилий Гюденрроде и Альнпек произошло при заключении брака Конрада фон Гюденрроде и Анны Альнпек, дочери мэра Фрайбурга, Георга Альнпека. Его предок, Стефан фон Альнпек (старший), торговец, в середине 15 века переехал во Фрайберг и занялся добычей серебра. Через свою правнучку Элизабет фон Альнпек Стефан фон Альнпек является предком императрицы Российской империи Екатерины II.



Другой рыцарский атрибут среди плюмажей и доспехов: профиль языкастой птицы с раскрытым клювом на черном щите.

Получается, что на картине школы Лукаса Кранаха-старшего "Оплакивание Христа" изображены родственники нашей императрицы и правившей до 1917 года царской династии Романовых.

Можно предположить, что в левом верхнем углу художник изобразил отца заказчика картины Конрада фон Гюденрроде, Тиллемана Гюденрроде-старшего, гражданина Лейпцига, умершего там в 1512 году.

Рядом с ним стоит сам заказчик, глава семьи Гюденрроде - Конрад, с ним рядом - его жена Анна, урожденная Альнпек.



Конрад и Анна Гюденрроде. Увеличенный фрагмент картины. Пожалуй, что у Анны художник нарисовал слёзы.

Ниже портрет родной тётки Анны Гюденрроде, Апполлонии фон Видебах, урожденной Альнпек, родной сестры ее отца, работы Лукаса Кранаха-младшего. Апполлония вышла замуж и уехала в Лейпциг. Свое состояние после двух удачных в финансовом отношении замужеств Апполлония завещала фонду, который после смерти ее в 1526 году распоряжался этими средствами на благо жителей Лейпцига до начала XX века. В Лейпциге и сейчас существует школа ее имени - этой школе скоро будет 500 лет.



Лукас Кранах-младший портрет Апполонии фон Видебах. 1514 год.

Непосредственно возле тела Спасителя художник расположил детей четы Гюденрроде: трех дочерей и сына. Всего у четы Гюденрроде известно двенадцать рожденных детей, но выжили не все. Из сыновей выжил продолжатель рода Гюденрроде - Тиллеман-младший, ставший впоследствии канцлером при ландграфе Филиппе Гессенском.



Увеличенный фрагмент, где художник изобразил Тиллемана Гюденрроде непосредственно над челом Спасителя.

Справа, несколько в стороне, между рядов художник изобразил даму в богатой одежде, которая, возможно, была родственницей кого-то из старших Гюденрроде.

Решение о возвращении картины из Швеции в Польшу было принято в июне 2020 года и только в январе 2022 года стало известно, что картина "Оплакивание Христа" работы художников школы Лукаса Кранаха-старшего была возвращена в музей города Вроцлава.

Хотя у Польши основания претендовать на эту картину могут быть только формальные: картина принадлежала до мая 1945 года немецкому городу Бреслау, который стал польским Вроцлавом только по воле Сталина и в результате победы Красной Армии над фашистской Германией.

Екатерина II, Альнпек, живопись, Кранах, Ренессанс, Гюденрроде, геральдика, Романовы, Великая Отечественная

Previous post Next post
Up